Чтиво. Фазиль Искандер. Детство Чика
cand_orel — 23.11.2025
Эту книжку я стал читать не просто так…

Многие же знают, что я частый гость в Абхазии, и кроме сказочного климата меня там страшно интересуют её история и культура.
К тому же по молодости я почитал кое-что из Фазиля Искандера - Созвездие Козлотура, Сандро из Чегема, Кролики и удавы; да и поэзия тоже интересовала. Короче говоря, на текущий момент у меня сложилось очень даже положительное мнение об авторе.
Но взялся читать по результатам разбора фотографий из прошлогодней поездки в Сухум, где лицезрел малые скульптурные формы на Набережной, посвященные героям, казалось бы, детского произведения Детство Чика.

Скульптура «Чик с курицей» установлена в сентябре 2011 года, а автором является скульптор Архип Лабахуа. Любимого персонажа произведений Фазиля Искандера Архип увидел «во-первых, добрым парнем, скромным, но в то же время хулиганом».
Установка на набережной скульптуры Чика — первый шаг в этом направлении, и за ним последуют другие подобные проекты. Искандер для Сухума, как Моцарт для Зальцбурга.

Самой яркой достопримечательностью столицы является набережная Махаджиров. Это любимое место не только горожан, но и всех туристов, посещающих город. И особое внимание привлекает скульптура «Ника и патефон» созданная по мотивам замечательных произведений Фазиля Искандера. Самая «молодая» статуя, открытие которой состоялось 21 ноября 2012 года. Автором этой работы является очень талантливый, молодой художник и скульптор Архип Лабахуа.
Задумка же создания скульптуры «Ника и патефон» появилась, можно сказать, из сюжета книги, ведь Чик был безумно влюблён в Нику, дочь великого танцора Абхазии. Она же очень часто заводила патефон и ставила пластинки, под которые выступал её отец. Именно в этом состоянии и изобразил её скульптор. Как и прежни фигуры, Ника не исключение и вылита из бронзы.
Почему-то мне показалось, что не поставят памятник персонажам заурядного произведения.
И вот я прочитал Детство Чика – первоначальные впечатления и ожидания меня не обманули.
Во-первых, я однозначно не согласен с формулировкой, что произведение, сборник рассказов – для детей. Сама стилистика рассказов и их мягкий юмор наводят меня на мысль, что рассказы не для детей, вернее – не только для детей. Кстати, нынешние воспитательные стандарты очевидно идут в разрез с похождениями и приключениями Чика; думаю, что нынешние молодые родители были бы не рады такому детству своего чада… И ещё одно кстати, рассказы выходили разрозненно и в разное время, но при этом автору удалось сохранить стилистику и одинаковый подход во всех рассказах, всё читается как единый роман или повесть.

Во-вторых, случилось несколько острых приступов ностальгических чувств и сентиментальных эмоций.

Одно из них (чувств) – свои личные воспоминания о Сухуме (то, что есть на самом деле выдуманный город Мухус, я понял достаточно быстро…). И все прогулки Чика я непрерывно привязывал к своим неспешным променадам с фотографиями. Очень приятные впечатления в процессе чтения с отвлечениями на свои впечатления.

И, не скрою – то детство, которое нам показывают и представляют сейчас у нынешних детей – полнейшая скука и тоска. У Фазиля Искандера – моё детство. Конечно, понимаю, что там речь идёт о предвоенном детстве, но как-то странно – всё представленное сохранилось и в моём детстве 60-х…70-х. И дальние самостоятельные походы без надзора родителей и учителей, и неформальный футбол, и драки как способ доказательства своей состоятельности, и игры на деньги.

В-третьих, в некоторых рассказах и темах чувствуется, что Фазиль Искандер сам прячется за свой персонаж – ребёнку допускается мыслить и говорить открыто, честно, наивно. И с этой точки зрения автор представляет нам достаточно понятные явления в жизни и поступки окружающих, о которых бы мы, взрослые, подавив своё возмущение, промолчали и не дали бы ответный отклик. А вот с помощью Чика вполне допустимо назвать белое белым и чёрное чёрным.
В-четвертых, как-то по-особенному здесь раскрыта, хоть и не в явном виде, тема сталинских репрессий или расправ тех времен. Без описания каких-то жестокостей или насилия именно детский взгляд на эти дела, неискушенное представление о сути произошедшего и происходящего формируют какое-то особое представление ужаса и бессильной обиды.

В-пятых, персонажи – Чик же не один в этом произведении; родственники, соседи и случайные участники происходящих событий – просто радость от колорита картины описываемых историй. Тут и разные характеры и мышление, и разные языки и взаимоотношения, и разные быт и своеобразная ментальность; и самое главное – жизнь идёт, кипит и радует. И хочется самому стать лучше, оглянувшись на чужое, как на своё детство.
Apple Watch SE: оптимальный выбор умных часов для здоровья и повседневной жизни
Игорь Саруханов и 5sta Family
Чучудь
Мы с Украины. Знай наших!
День Чёрного моря
Французы бьют американских пилотов
Альбом жизненной лирики «Возраст ...» вышел на Российских музыкальных площадках
Параллелепипеды ада
Психологическая разгрузка

