Чтение в нерабочие дни – и про Лепанто
antinormanist — 05.11.2021Вторая мировая война была бесполезной, потому что после неё Германия смогла навязать своё доминирование в Европе через валютный союз, именуемый евро. Это заявление можно было бы квалифицировать как глупую и неуместную шутку. Однако мы, испанцы, почему-то считаем, что величайшее морское сражение в истории, выигранное испанским флотом и пехотой, было бесполезным, а некоторые даже активно способствуют распространению подобной точки зрения.
Современники совсем так не думали, победа при Лепанто была отмечена стихами, картинами и народными празднествами от Северной Европы до Лимы.
В чём же сейчас упрекают Священную лигу и Филиппа II? Что они не завоевали Константинополь и не отвоевали Святую Землю. Те, кто произносит подобные упреки, находятся на примерно том же уровне интеллекта, что и те, кто обвиняет Гитлера в том, что он не подготовился нормально к высадке союзников в Нормандии, не пытаясь рассмотреть положении иберийской монархии или её стратегические концепции.
Как пишет Энрике Мартинес Руис (автор "Фелипе II. Человек, король, миф"), "защита является доминирующим элементом в политике и поведении короля. Защита собственных территорий. Защита собственных подданных". Никогда не нападать первым, а только реагировать на нападение. Даже война во Фландрии стала всего лишь ответом на восстание части фламандских подданных против их законного господина.
План Священной лиги состоял в том, чтобы остановить экспансию османов, захвативших Кипр и угрожавших Мальте. У Лиги никогда не было военной мощи, достаточной, чтобы добраться до столицы султана, и соответственно никаких подобных планов. Цель заключалась в уничтожении военно-морской мощи турок, которая тогда казалась непобедимой. И эта цель была достигнута.
Коалиции разрушают как победы, так и поражения. После Лепанто члены Священной лиги размышляли, где им атаковать следующим летом. В то время как испанцы предлагали в качестве цели Северную Африку, где Филипп хотел создать вассальное мусульманское королевство, венецианцы хотели вернуть свои утраченные территории.
[Далее пропускаю рассказ о кампании 1572 года]
Однако в феврале 1573 года, когда союзники готовились к новой летней кампании, стало известно, что Венеция подписала договор с турками. Венецианцы со своим неизменным эгоизмом, который сделал их невыносимыми даже для других итальянцев, нарушили краеугольное условие создания Лиги – не заключать сепаратного мира с Великой Портой.
Договор был унизительным для Венеции, поскольку он оставлял Кипр и христианских пленников в руках султана, и ему выплачивалось 300 000 золотых. Взамен порты Османской империи открывались для венецианских кораблей. Олигархи, наиболее пострадавшие от прерывания торговли, победили в сенате республики.
Несомненно, Филипп II знал о происходящем в Венеции через своих дипломатов и шпионов. Король теперь мог использовать огромные военно-морские силы в интересах исключительно Испании. Тем летом дон Хуан Австрийский завоевал Тунис без потерь и посадил на трон вассала монарха Испании. Но в следующем году Улуч Али отвоевал город. Хотя он нанес поражение испанско-итальянскому гарнизону, ценой стали огромные потери, оцениваемые в 50 тысяч.
Константинополь не мог позволить себе продолжение подобных "побед", особенно когда персы угрожали с востока, поэтому султан Селим II и его сын и преемник с 1574 года Мурад III начали искать мир с христианскими народами, в том числе с иберийской монархией. Филипп II также был не против, потому что война стоила много денег (он объявил о банкротстве в 1576-м), а Атлантический океан стал для него более важной целью, чем Средиземноморье, из-за фламандского восстания.
В декабре 1577 года посланник Филиппа II Хуан Марглиани прибыл в Константинополь с поручением заключить тайное перемирие, дабы не повредить престижу защитника христианского мира. Это было сделано в феврале 1578-го, что оказалось очень своевременно, поскольку в июле португальский король Себастьян погиб в Марокко и начался кризис престолонаследия, который завершился объединением иберийских королевств в 1580 году.
Это перемирие защищало не только Испанию, но и Мальту, Геную, папское государство и даже коварную Венецию. Оно возобновлялось в 1581, 1584 и 1587 годах. Бесконечная война турок с персами-сефевидами покончила с экспансией Константинополя в Западное Средиземноморье.
Постепенно состояния мира стало постоянным и нарушалось только берберскими пиратами, пока в 1784-м разгром Алжира под руководством Антонио Барсело, одного из величайших испанских моряков в истории, не вынудил их завязать с пиратством.
Чтобы продемонстрировать истинное значение Лепанто, профессор Агустин Родригес (автор "Лепанто: битва, спасшая Европу") вспоминает об одном историческом событии, которое произошло почти через два с половиной века после битвы.
Во время очередной войны между Венецией и Турцией торгашеская республика снова обратилась за помощью к папе и Испании. Филипп V, только что завершивший Войну за наследство, отправил в 1716 году на Корфу шесть военных кораблей под командованием Эстебана Марии и пять галер под командованием Бальтасара де Гевара. Как только османы увидели на горизонте испанские паруса, они снялись с якоря и поспешно бежали, бросив свой лагерь.
Лепанто и правда, был великой победой, потому что после него больше никто никогда не писал по-испански ни слова о "турецкой угрозе".
|
</> |