Читаю где-то большую тему про родительскую вину
lyalechka — 11.09.2011 Ссылку сюда не даю умышленно, потому что в целом ссылка не важна и тем таких много. Там автор говорит о том, что когда ребенок большой, взрослый уже, ты видишь его характер - например умен, но ленив - и ощущаешь чувство вины, что не успел, не научил, не показал, как надо работать. Но вот читаешь и видишь - кто пишет, кто комментирует. Ведь круг в ЖЖ узок, я тут очень много лет - и помню споры со многими из комментаторов. И вот то, кто комментирует и как - было очень интересным. Те, кто пишет, что даааааааааа, чувство вины... не успел, ребенок ленив, книг не читает, на луну не летает, не успела, не обучила, не улучшила - это те же люди, которые очень и очень гордились тем, что ушли на работу в два месяца ребенка, те же люди, которые рассказывали мне - маме мелкого совсем малыша, что спать с ребенком нормальные люди не могут, это педофилия, те же люди, которые очень сильно выбрали отделяться от ребенка. И те, кто мной много лет назад был оценен как "свой" по отношению к детям - в тех же комментариях пишут - "не понятно про чувство вины. Если делать то, что можешь и изо всех сил стараться - то откуда ему взяться? когда честно знаешь, что сделал все, что мог и еще много".Для меня, например, очень важно то, что люди во-первых оценивают своих детей посторонними глазами (например "ленив"). Во-вторых они выбирают для этой оценки отрицательные характеристики (может видеть, что ребенок "экономит силы", а видит, что ребенок "ленив"). В-третьих видно, что человек считает, что на эти качества можно влиять ("я тебя буду учить, как не обращать внимание на свои силы, а ты будешь свои силы неизвестно откуда брать и будешь работящим-работящим, по 30 часов в сутки работать"), в-четвертых же - ощущает, что если не повлияет на эти качества - то ребенок претензии предъявит ("мама, почему ты меня не заставляла, как Моцарта, играть на скрипке, чтобы я мог стать Моцартом?").
И для меня очень важно то, что я в первые годы детей вложилась так, что во-первых знаю, что влиять я могу на мало что. Если человек устроен так, что будет бегать по 30 часов в сутки - то я не могу сделать так, чтобы он бегал только час - он лопнет. Я это хорошо поняла за время общения с младенцем еще - и к его подростковому возрасту я уже не испытываю иллюзий, что я НЕ ДОДАЛА. Точно знаю, что это вне моей воли. Во-вторых, так как я обнаружила это качество во время его младенчества, когда молоко, пролактин, окситоцин и прочие приятные вещи - я могу это качество понять, принять и полюбить (когда мы приходили в библиотеку со старшим, он брал книги с полки и скидывал. Я ставила их обратно. Он скидывал. Моя мантра была "настойчивость - это полезное качество. Да, оно меня раздражает сегодня в ребенке, но ребенку хорошо, что он настойчив"). Более того, так как я была с ребенком очень много (прямо скажем - всегда), то у нас была возможность научиться обращаться как-то хорошо с этим хорошим качеством. Научить его служить ребенку на пользу, а не только на раздражение мамы. И кроме того, понимание мое личное, что я действительно сделала то, что могла, что я могла, возможно, что-то делать иначе, но явно и точно не могла делать БОЛЬШЕ (дальше, выше, быстрее) - оно лишает чувства вины вообще. Я знаю, что я старалась. Я старалась изо всех сил всегда, когда они у меня были. Я не заменяла себя нянями, садами и прочими. Я была тут и я честно старалась сделать мою работу каждую минуту моей жизни. Если у меня что-то не вышло и ребенок не говорит по-китайски... наверное жаль, но я не могу, совершенно не способна сегодня увидеть это как мою ВИНУ.
Это мой ответ на вопрос "зачем это все надо - кормить грудью до самоотлучения, спать вместе, пока ребенку не надоест и он сам не сбежит и вообще быть рядом".