рейтинг блогов

«ЧИТАЕМ» ИКОНУ РОЖДЕСТВА

топ 100 блогов mon_sofia06.01.2022
«ЧИТАЕМ» ИКОНУ РОЖДЕСТВА

Иконография Рождества Христова так же значительна и многопланова, как и сам праздник. Она очень «сюжетна» — на иконе изображаются многие события, о которых упоминается в Евангелиях от Матфея и от Луки и Священном Предании.

БОГОРОДИЦА

В центре композиции иконы Рождества Христова – Богоматерь. Именно Ей принадлежит исключительная роль в устроении человеческого спасения. Обычно Она представлена лежащей, что подчеркивает реальность Рождества и тем самым — Боговоплощения.
Богородица изображена отвернувшейся от спеленатого Христа. Это положение Богоматери указывает на то, что рожденный Ею Богомладенец принадлежит уже не Ей, а всему миру. Также этот поворот символизирует обращение Богородицы к миру, для которого отныне Она должна стать заступницей и утешительницей.
Гора, в которой мы видим пещеру с яслями, традиционно ассоциируется с Богоматерью, а пещера в таком случае может быть истолкована как Ее чрево. Пещера символизирует также падший мир, в котором воссияло “Солнце правды” — Христос.

ЯСЛИ

Иоанн Златоуст говорит, что ясли изображают Престол небесный, а скот — предстояние ангелов.
Ближайшими ко Христу изображаются животные — вол и осел. Они не упоминаются в Евангелии, но традиция связывет их изображение с прочтением этого сюжета как исполнения пророчества Исайи: “Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет” (Ис. 1:3).
Толкователи этого сюжета сходятся на том, что вол — это символ рожденных в законе, Израиля, а осел — символ язычников. И между ними изображается божественный Младенец, освобождающий их из-под ярма: одних — из-под ярма закона, других — поклонения идолам.

ПАСТУХИ

На иконе Рождества непременно изображаются пастухи и волхвы. Пастухи, первыми из всех людей узнавшие о Рождестве Спасителя, — это простые, безыскусные души, “ничтожные мира сего”. После Господь во время Своей проповеди возвысил образ пастуха, сказав о Себе “Я есмь Пастырь добрый”. Пастыри в изображениях Рождества выражают тот удивительный детский восторг, упоение чудом, на которые способны лишь “чистые сердцем” и “нищие духом”. Тут же изображается и благовестие им ангелов.

ЗВЕЗДА

Вверху мы видим полукруг неба с изображенной на нем звездой, из которой иногда исходит луч. Именно звезда привела к месту рождения Спасителя волхвов и пастухов. Поэтому внимание персонажей часто оказывается сосредоточенным на звезде. Звезда, таким образом, определяет ось композиции, и луч, падающий на ясли Младенца, указывает на главное чудо этого момента — Рождение “Сущего прежде век”, положение в ясли Необъятного, повитие пеленами Того, Кто «покрывает небо облаками».
Как пишет свт. Иоанн Златоуст, звезда была не просто физическим явлением, но особой разумной “ангельской силой”. Трактовалась звезда и как Святой Дух. В некоторых поздних изображениях Рождества в XVII—XVIII вв. звезда заменяется ангелом.

ВОЛХВЫ

Волхвы обычно изображаются мужами трех возрастов: старец, зрелый мужчина и юноша. Это подчеркивает то, что Божественное Откровение дается людям независимо от возраста и жизненного опыта.
Дары волхвов Богу — золото, ладан и смирна. Иоанн Златоуст пишет, что они символизируют науку, любовь и послушание, которые восточные мудрецы приносят Богу. Блаженный Августин и святитель Григорий Двоеслов видят в дарах волхвов исповедание Христа Царем (приношение золота), Богом (приношение ладана) и Человеком, готовым умереть (приношение смирны).

АНГЕЛЫ

В верхней части композиции представляется ангельское воинство, славословящее и поющее: “Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение”. Ангелы учат петь вместе с собой пастырей, а заодно и всех людей. Это совместное пение вызывает в памяти литургию, когда люди поют ангельскую песнь “Свят Господь Саваоф” и уподобляются в этом ангелам. Тогда действительно оказывается, что небо опустилось на землю благодаря пришествию Бога во плоти.

СЦЕНА ОМОВЕНИЯ ХРИСТА 

В нижней части иконы представлено омовение Младенца Христа, которое совершают две женщины. Одна из них, повитуха, была приведена в пещеру праведным Иосифом. Увидев чудесные роды, она позвала в пещеру другую женщину, у которой все происходящее вызвало сомнение. Описание последующих событий читаем в Предании: «И только протянула Саломея палец, как вскрикнула, и сказала: Горе моему неверию, ибо я осмелилась искушать Бога. И вот рука моя отнимается как в огне... и тогда предстал перед нею ангел Господень и сказал ей: Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к младенцу и подержи Его, и наступит для тебя исцеление и радость. И подошла Саломея, и взяла Младенца, сказав, поклонюсь Ему, ибо родился великий Царь Израиля. И сразу же исцелилась Саломея...»
Изображение купания Младенца вновь акцентирует истинность пришествия Бога во плоти, свидетельствует о действительном Боговоплощении, также в купании Младенца можно видеть прообраз Крещения Господня. 

ИОСИФ ОБРУЧНИК 

И последний необходимый элемент иконографии Рождества — изображение сидящего в задумчивости Иосифа. Такая поза связана с его сомнениями после Благовещения.
Сомнения Иосифа в иконографии Рождества материализуются в фигуру старца в козлиных шкурах, стоящего над ним. Эта фигура вызывала и вызывает у исследователей множество споров. Одним этот странный старец кажется просто пастухом, пришедшим побеседовать с Иосифом о тайнах Домостроительства Божия; другим — Иаковом, апокрифическим сыном Иосифа, якобы сопровождавшим отца в Вифлеем и также бывшего свидетелем Рождества Спасителя; третьим — воплощением сомнений Иосифа в образе диавола (который иногда представляется с рожками или хвостиком).
Последнее толкование является наиболее распространенным. В таком случае кривая клюка старца символизирует ложь, на которую он опирался в беседе с Иосифом. В их этом диалоге, по мнению исследователей, показано столкновение двух миров: рационалистического, не желающего верить в чудо, а значит и в любые формы жизни духовной, и мира Духа, в котором человек неподвластен земным законам.

Из публикаций Сергій Себо

#inelisaveta #mon_sofia #рождество #россия #общество #праздники #православие #история #икона 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Тут анекдот в тему вспомнился: - Вы каким нибудь спортом занимаетесь? - Да. Дартс. - А это что такое? Где дротики кидают? - Да, всё верно. - Так и запишем - значит дротите. - Не без этого... Вот и я насчёт перфекционизма не без этого. У меня скорей не перфекционизм, а упёртость ...
Володин переиграл Суркова: праймериз оказались более эффективным политическим инструментом, чем "Наши", "Хрюши" и прочая "игра в бисер" вместе взятые — уверен Борис Межуев 22 мая в регионах России прошли праймериз «Единой России». Это событие сейчас вовсю обсуждается в СМИ и социальн ...
Вчера увидела у подруги – и унесла одну из них с собой ) Гениальные резинки-пружинки для волос! У меня очень чувствительная кожа головы и я ненавижу, когда тянет волосы. Все детство я носила хвостики, сделанные черными такими резиновыми резинками – ну, вы помните. Не знаю, откуда их б ...
В этом выпуске: снова ежик, самые модные ракушки этого сезона, новый любимый тортик из «Короны», что написано на футболке, которую я не купила, новые книжки, еще одни новые книжки, комары и грибы в библиотеке, какой бабушкой я не хотела бы быть, сколько стоит черепаха, инвентаризация в ...
Израильский гражданин, проживающий в Молдавии, советский патриот и член Ассоциации Православных Экспертов Владимир  bukarskii   мечтает :  Лично я не считаю русских принадлежащими к европейской цивилизации. И последнее. По поводу  ...