«ЧИТАЕМ» ИКОНУ РОЖДЕСТВА
mon_sofia — 06.01.2022Иконография Рождества Христова так же значительна и многопланова, как и сам праздник. Она очень «сюжетна» — на иконе изображаются многие события, о которых упоминается в Евангелиях от Матфея и от Луки и Священном Предании.
БОГОРОДИЦА
В центре композиции иконы Рождества Христова – Богоматерь.
Именно Ей принадлежит исключительная роль в устроении человеческого
спасения. Обычно Она представлена лежащей, что подчеркивает
реальность Рождества и тем самым — Боговоплощения.
Богородица изображена отвернувшейся от спеленатого Христа. Это
положение Богоматери указывает на то, что рожденный Ею Богомладенец
принадлежит уже не Ей, а всему миру. Также этот поворот
символизирует обращение Богородицы к миру, для которого отныне Она
должна стать заступницей и утешительницей.
Гора, в которой мы видим пещеру с яслями, традиционно ассоциируется
с Богоматерью, а пещера в таком случае может быть истолкована как
Ее чрево. Пещера символизирует также падший мир, в котором воссияло
“Солнце правды” — Христос.
ЯСЛИ
Иоанн Златоуст говорит, что ясли изображают Престол небесный, а
скот — предстояние ангелов.
Ближайшими ко Христу изображаются животные — вол и осел. Они не
упоминаются в Евангелии, но традиция связывет их изображение с
прочтением этого сюжета как исполнения пророчества Исайи: “Вол
знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не
знает Меня, народ Мой не разумеет” (Ис. 1:3).
Толкователи этого сюжета сходятся на том, что вол — это символ
рожденных в законе, Израиля, а осел — символ язычников. И между
ними изображается божественный Младенец, освобождающий их из-под
ярма: одних — из-под ярма закона, других — поклонения идолам.
ПАСТУХИ
На иконе Рождества непременно изображаются пастухи и волхвы. Пастухи, первыми из всех людей узнавшие о Рождестве Спасителя, — это простые, безыскусные души, “ничтожные мира сего”. После Господь во время Своей проповеди возвысил образ пастуха, сказав о Себе “Я есмь Пастырь добрый”. Пастыри в изображениях Рождества выражают тот удивительный детский восторг, упоение чудом, на которые способны лишь “чистые сердцем” и “нищие духом”. Тут же изображается и благовестие им ангелов.
ЗВЕЗДА
Вверху мы видим полукруг неба с изображенной на нем звездой, из
которой иногда исходит луч. Именно звезда привела к месту рождения
Спасителя волхвов и пастухов. Поэтому внимание персонажей часто
оказывается сосредоточенным на звезде. Звезда, таким образом,
определяет ось композиции, и луч, падающий на ясли Младенца,
указывает на главное чудо этого момента — Рождение “Сущего прежде
век”, положение в ясли Необъятного, повитие пеленами Того, Кто
«покрывает небо облаками».
Как пишет свт. Иоанн Златоуст, звезда была не просто физическим
явлением, но особой разумной “ангельской силой”. Трактовалась
звезда и как Святой Дух. В некоторых поздних изображениях Рождества
в XVII—XVIII вв. звезда заменяется ангелом.
ВОЛХВЫ
Волхвы обычно изображаются мужами трех возрастов: старец, зрелый
мужчина и юноша. Это подчеркивает то, что Божественное Откровение
дается людям независимо от возраста и жизненного опыта.
Дары волхвов Богу — золото, ладан и смирна. Иоанн Златоуст пишет,
что они символизируют науку, любовь и послушание, которые восточные
мудрецы приносят Богу. Блаженный Августин и святитель Григорий
Двоеслов видят в дарах волхвов исповедание Христа Царем (приношение
золота), Богом (приношение ладана) и Человеком, готовым умереть
(приношение смирны).
АНГЕЛЫ
В верхней части композиции представляется ангельское воинство, славословящее и поющее: “Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение”. Ангелы учат петь вместе с собой пастырей, а заодно и всех людей. Это совместное пение вызывает в памяти литургию, когда люди поют ангельскую песнь “Свят Господь Саваоф” и уподобляются в этом ангелам. Тогда действительно оказывается, что небо опустилось на землю благодаря пришествию Бога во плоти.
СЦЕНА ОМОВЕНИЯ ХРИСТА
В нижней части иконы представлено омовение Младенца Христа,
которое совершают две женщины. Одна из них, повитуха, была
приведена в пещеру праведным Иосифом. Увидев чудесные роды, она
позвала в пещеру другую женщину, у которой все происходящее вызвало
сомнение. Описание последующих событий читаем в Предании: «И только
протянула Саломея палец, как вскрикнула, и сказала: Горе моему
неверию, ибо я осмелилась искушать Бога. И вот рука моя отнимается
как в огне... и тогда предстал перед нею ангел Господень и сказал
ей: Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к
младенцу и подержи Его, и наступит для тебя исцеление и радость. И
подошла Саломея, и взяла Младенца, сказав, поклонюсь Ему, ибо
родился великий Царь Израиля. И сразу же исцелилась Саломея...»
Изображение купания Младенца вновь акцентирует истинность
пришествия Бога во плоти, свидетельствует о действительном
Боговоплощении, также в купании Младенца можно видеть прообраз
Крещения Господня.
ИОСИФ ОБРУЧНИК
И последний необходимый элемент иконографии Рождества —
изображение сидящего в задумчивости Иосифа. Такая поза связана с
его сомнениями после Благовещения.
Сомнения Иосифа в иконографии Рождества материализуются в фигуру
старца в козлиных шкурах, стоящего над ним. Эта фигура вызывала и
вызывает у исследователей множество споров. Одним этот странный
старец кажется просто пастухом, пришедшим побеседовать с Иосифом о
тайнах Домостроительства Божия; другим — Иаковом, апокрифическим
сыном Иосифа, якобы сопровождавшим отца в Вифлеем и также бывшего
свидетелем Рождества Спасителя; третьим — воплощением сомнений
Иосифа в образе диавола (который иногда представляется с рожками
или хвостиком).
Последнее толкование является наиболее распространенным. В таком
случае кривая клюка старца символизирует ложь, на которую он
опирался в беседе с Иосифом. В их этом диалоге, по мнению
исследователей, показано столкновение двух миров:
рационалистического, не желающего верить в чудо, а значит и в любые
формы жизни духовной, и мира Духа, в котором человек неподвластен
земным законам.
Из публикаций Сергій Себо
#inelisaveta #mon_sofia #рождество #россия #общество #праздники #православие #история #икона