Чистосердечные страдания узбекского милиционера

По большей части, узбекские милиционеры в общении с остальными жителями страны чувствуют себя вольготно и безнаказанно. Приведу один пример. Осведомленные источники хорошо помнят факт беспрецедентного безобразия пяти-шестилетней давности, имевшего место на автобусном маршруте №63 и связанного с неадекватной реакцией студентов-первокурсников милицейской академии на требование кондуктора оплатить проезд. Итогом их недолгого общения стали изрезанные кресла и разбитые стекла новенького «Мерседеса», а также нецензурная брань и рукоприкладство со стороны рспоясавшихся юнцов.
Любопытно, что вместо извинений и обещаний возместить моральный и материальный ущерб, причиненный людям и автотранспорту будущими стражами порядка, руководство Академии МВД настоятельно «рекомендовало» своим коллегам из ассоциации «Тошшахартрансхизмат» не выносить сор из избы. Более того – потребовало, чтобы впредь их сотрудников не беспокоили «ерундовыми» требованиями типа оплатить проезд. В противном же случае… Впрочем, это понятно и без слов.
Таким образом, после нелицеприятного инцидента доблестные воины правопорядка отвоевали себе еще одно материальное право – право бесплатного проезда в общественном транспорте. И это – вопреки логике Закона, чьим интересам они, в принципе, и должны бы служить.
В академии, как правило, учатся отпрыски влиятельных чинов правоохранительной системы. По утверждению одного из сотрудников этого высшего милицейского учебного заведения, в его стенах нередко имеет место употребление «академиками» наркотических веществ. Предположительно, многие из бузотеров в момент описанного выше скандала в автобусе как раз и были под воздействием «дури».
В узбекскую милицию сегодня многие идут не по велению сердца, а по меркантильному расчету – более «халявного» места не сыскать: в милиции слишком много заманчивых «плюсов», включая немалую зарплату без снятия налогов и уйму льгот и преференций. А самое главное – тем, кто нечист на руку и обделен совестью, погоны дают право распоряжаться законами по собственному усмотрению.
Но, оказывается, бывают исключения даже в этой насквозь пропитанной коррупционным духом и псевдодемократическими лозунгами о «защите прав» человека системе. Здесь еще имеется немногочисленный отряд тех, кто буднично и тихо выполняет свой профессиональный долг, не заискивая перед начальством и не тряся рыночных торговцев ради ежедневных бесплатных продовольственных «пайков» для чиновников разных мастей. Такие не задумываются о карьере и прочих «атрибутах» служебного продвижения. В свою очередь, их не замечает и начальство.
О том, как живется таким милиционерам, с «Ферганой.Ру» на условиях анонимности поделился один из рядовых работников столичной госавтоинспекции, человек, ненавидящий существующие в рядах МВД порядки, но вынужденный, вопреки своей воле, там же и служить.
«Я – милиционер в пятом поколении и с гордостью выбрал эту профессию. Но, чувствую, что на моем сыне и прервется наша милицейская династия – я постараюсь его отговорить», - печально говорит наш собеседник.
По его «чистосердечным признаниям» можно сделать вывод, что от творящегося в стране хаоса страдают не только обычные граждане, но и сами рядовые труженики сил правопорядка, правда, не все, а только те, в ком еще живо сострадание к людям, кто не приемлет общие правила игры по принципу «у сильного всегда бессильный виноват».
Из-за неумения «прогибаться» у них часто возникают проблемы с начальством. Такие, как он, не имея «крыши» и «крутой спины», вынуждены сегодня играть роль послушных мальчиков на побегушках – в противном случае им просто не выжить.
«Жгучее желание не только выжить любой ценой в мегаполисе, но и благодаря силе погонов поправить свое материальное положение толкает на совершение противоправных деяний силовиков – людей, которые по долгу службы сами обязаны быть стражниками чести, – с горечью констатирует наш собеседник. - Обидно, что из-за таких нечистоплотных «оборотней» на всю милицию навешен ярлык взяточников и негодяев. А каково бывает рядовым блюстителям порядка - об этом догадываются немногие.
У простых работяг в погонах много обязанностей, не считая основных. Им приходится также по много часов стоять «на карауле» особо охраняемых объектов - тех же зданий СНБ, республиканского и городского. Будто мало там своей военизированной охраны и камер наблюдения по периметру зданий, обнесенных дорогостоящими металлическими решетками... Невдомек чекистам, что к их «апартаментам» нормальные люди и сами боятся подходить близко.
Да и о какой справедливости в системе можно говорить, если нередко наше руководство само выступает инициатором нарушения закона. А ослушаешься начальство — прощайся с работой.
Вот вам часто встречающийся в нашей служебной биографии пример. Остановишь пьяного «сосунка» за рулем «крутой» машины, едва стоящего на ногах, а он тебе в ответ: «Ты мне, мент, в зубах сам принесешь мои права!» - и тут же начинает названивать своим «выручателям». Те же, в свою очередь, «выходят» на мое руководство. В итоге уверовавший в свою «избранность» наглец с победоносным видом сует мне мобильный телефон: на, мол, послушай…
В такие моменты нашему командиру начихать, что из-за его бесхребетности приходится отпускать потенциально опасного водителя-нарушителя, хотя знаю, что случись авария по его вине, меня же и «припечатают» - ответственность с меня никто снимать не будет.
На любые возражения инспекторов в схожей ситуации у начальства ответ один: «Если хочешь доработать до пенсии, помалкивай и выполняй». Зато простых работяг, вынужденных «таксовать», чтобы заработать лишнюю копейку, нас обязывают наказывать по полной программе даже за никчемные нарушения. Ведь у нас есть «план» по задержаниям. (к сведению: предварительно согласованные планы имеются также по… числу убийств, грабежей и тому подобного. – прим. авт.)
А плюющих на закон «объектов» в течение трудового дня столько повидаешь, что становится тошно. Если один тебе беспричинно нахамит, то иной и руки будет распускать. Самим ведь все сходит с рук – сыночки «неприкосновенных»! Угрозы же их обычно сводятся к тому, что заставят нас «пожалеть, что родились на белый свет».
Бывает, и мстят. Поэтому с некоторых пор я с собой таскаю скрытую камеру с диктофоном и стараюсь фиксировать конфликтные случаи на видео, собираю фотодокументальный архив, так сказать. Уже не раз выручало.
До сих пор в милиции жива практика, действующая еще с советских времен, когда, согласно имеющимся в каждом районном отделе внутренних дел специальным спискам с ФИО «уважаемых» господ и их близких, нам предписано не останавливать перечисленных в них лиц ни при каких обстоятельствах. Даже если они находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Даже в том случае, если они пресекли закон, совершив, скажем, аварию с человеческими жертвами, они не должны фигурировать в деле: данное ЧП убедительно «рекомендуется» не включать в общую сводку происшествий – «избранные» вне закона. Вместо истинных виновников, как правило, всегда находятся «козлы отпущения» из рядовых граждан.?
Вспоминая о вопиющих случаях дорожных «игр без правил», уставший «гаишник» рассказал и о прошлогоднем инциденте, когда вот такой же неуязвимый судья одного из районов Ташкента, будучи в нетрезвом состоянии, задавил насмерть двух молодых сотрудников автоинспекции, совсем еще мальчишек (одному было чуть больше 20 лет, еще неженатый, а у другого осталась трехмесячная дочь).
Трагедия случилась на улице Бунедкор (бывшая Дружбы народов), недалеко от Чиланзарского районного хокимията (администрации). При огромном числе свидетелей «поборник законной справедливости» уехал с места преступления, даже не подумав оказать помощь жертвам его наезда.
Самое ужасное в этой истории то, что уже на следующий день судья-убийца, как ни в чем ни бывало, явился в отделение милиции с бумагой от соответствующей инстанции, свидетельствующей, что в момент дорожного происшествия он был трезв, как стеклышко. А глупые инспектора, оказывается, сами кинулись ему под колеса. Наша всемогущая милиция только развела руками – «крыша» у судьи оказалась куда более весомая...