Чистое «Я»
pavel_g_m — 18.02.2023Чистое «Я» Адвайта-веданты – это очень абстрактная концепция. Концепция, возникающая очень простым и наивным образом: каждое восприятие – это чье-то восприятие, каждая мысль – это чья-то мысль, каждое состояние – это чье-то состояние. Отделяя восприятия, мысли состояния и т. д. от их субъекта мы приходим к пустой абстракции – субъекту, не имеющему никаких качеств, которого называют чистое «Я». Но это всего лишь рассудочная абстракция.
Что такое абстракция – это самые формальные ходы наивного мышления. Вот пример: Летящая стрела в каждый момент времени занимает какое-то положение в пространстве, но чтобы занимать положение в пространстве, необходимо какое-то время находится в этом месте. Это противоречие, следовательно, идея движения – противоречива, значит движение – это иллюзия восприятия, ум свидетельствует, что никакое движение невозможно. Зенон V век до нашей эры.
Затем относительно чистого «Я» есть один из трех тоже очень абстрактных выводов:
1. Все, что можно сказать о чистом «Я», у которого нет никаких свойств, только то, что оно существует: «Я есть».
2. «Я есть» и ничего больше – может сказать о себе только абсолют, Брахман. Природа чистого «Я» – абсолют, Брахман.
3. Чистое «Я», у которого нет никаких свойств – есть ничто, то есть «Я» – это иллюзия.
Все это плоды только что пробудившегося ума, делающего первые шаги в древнеиндийской цивилизации.
В чем не абстрактная, содержательная идея «Я» ?
Над идеей «Я» размышляли многие исторические цивилизации, постепенно открывая все более богатое содержание идеи «Я». Самое главное, что развивалась не только идея «Я», но изменялась в течение сотен лет само душевное и духовное устройство человека.
Об этом уже говорит буддийское учение о перевоплощениях: смысл перевоплощений в том, что на протяжении тысячелетий в каждом воплощении «Я» всё больше и больше очищаются от иллюзий, страстей, ложных привязанностей, то есть становится всё больше не иллюзорным «Я», а подлинным «Я», приближающимся к природе Будды. Гаутама Будда – это не какой-то мужик, который в медитации под деревом достиг просветления, Будда – это человеческое существо, в череде воплощений очистившее свою сущность до стадии полного просветления.
В чем содержание современной идеи «Я»?
В современном понимании есть два «я» - маленькое и большое «Я» (Минделл), или в терминологии Юнга личность и самость, собственный образ «я» и подлинное «Я».
Маленькое «я», личность, собственный образ «я» - это то, как индивид представляет себя, с чем он отождествляется, то, как он себя осознает.
Большое «Я», самость – это то, как «Я» реально существует в этом мире.
В этом смысле «Я» реально живет в теле, в психике (душе), в ее подсознательных и сознательных слоях, в мышлении, в памяти. Больше того, я может присваивать себе внешние вещи и существа (гео-психология). Например, определенное место может стать частью «Я». Я это очень глубоко пережил, когда вернулся в Австралию и оказался в нескорых местах, где не был 12 лет – я вдруг ярко пережил, что это – часть меня, что мне для полноты жизни недоставало возможности общения с этими местами.
Поэтому современные методы психотерапии, помогающих практик,
духовных практик имеют дело не абстрактной идеей «Я» лишенного все
атрибутов, а с реальным «Я».
Есть ещё мистическое понимание «Я». Тут есть два направления. Одно
направление говорит о том, что высшее «Я» - это то, каким Бог видит
«я» человека. Это его подлинное «Я» в царстве божьем.
Другое, более близкое мне направление, говорит о высшем «Я»
человека в его перевоплощениях, о том «Я», которое являются тем,
что перевоплощается. Это то «Я», которое остаётся, когда человек
выходит из земной жизни, это его духовное «Я», которое ведёт его к
следующему воплощению. Но в земной жизни высшее «Я» только
частично воплощается. Обыденное «я» человека есть, как бы, проекция
высшего «Я». Обыденный человек не знает своего высшего «Я». Оно
даже может представляться ему как его ангел-хранитель. Но это
высшее «Я» аккумулирует в себе всё то, что человек достиг,
как бессмертное в его земной жизни.
|
</> |