
Чиновники закачались на «оборонных качелях»

Российская пресса запестрела сообщениями о том, что президент Путин
провел первое из серии совещаний, посвященных развитию российского
ВПК и модернизации вооружений нашей армии. И его посвятил системам
противоракетной обороны. Характерен заголовок агентства «Росбалт»:
«В
России могут создать новые противоракетные системы».
Могут, могут, еще как... Как не мочь. Но как все было в
реальности?
В девяностые годы на такого рода предприятиях «процветала»
конверсия: из восьми цехов когда-то градообразующего предприятия
семь заполненные кем угодно – от производства пластиковых окон до
чуть ли не зажигалок (а может, и без всяких «чуть ли» - кто их,
арендаторов, знает). Затем наступили двухтысячные, страна типа
стала вставать с колен. Была принята программа перевооружения наших
Вооруженных сил на 70% новым оружием к 2015 году (кто про нее
помнит?) Лопнула, как мыльный пузырь…Но не будем о грустном.
По словам нынешнего начальника Генерального штаба Валерия
Герасимова в результате военной реформы, начатой при прежнем
министре обороны РФ Анатолии Сердюкове, дело удалось сдвинуть с
«мертвой точки». Доля нового оружия в армии за эти годы повысилась
до 16%, а к 2020
году, как ожидается, составит 70%.
Но тут возникла другая печаль. У представителей «оборонки»
появилось стремление, при виде выросших оборонных бюджетов, выбрать
побольше. И они начали задирать цены на военные изделия. При этом
качество продолжало ухудшаться (потому что опытных рабочих не
осталось, и оборудование сто лет никто не обновлял). Собственно, и
пресловутая «Булава», как хорошо известно в отрасли, не взлетала на
испытаниях по крайней мере в трети случаев из-за того, что не
смогли точно выдержать технологию производства (что потом показала
телеметрия – ведь весь процесс сборки писали на видео). В
результате началась затяжная война между «оборонкой» и минобороны.
У ВПК оказались сильные лоббисты на самом верху, которые в конце
концов свалили несговорчивого Сердюкова.
Зато теперь лоббисты ВПК предвкушают запах бюджетной «зелени».
Функции определения цен на продукцию ВПК по их замыслам должны
отдать из минобороны другим ведомствам. Конечно, основные деньги
достанутся, как водится, директорам и прочему менеджменту, а
работягам вручат почетные дипломы.
Говорят, что единственный кто может остановить этот триллионный
разгул оборонной коррупции, это глава президентской администрации
Сергей Иванов. Да и то потому, что в случае планируемой реформы его
протеже Юрий Борисов отдаст все полномочия по контролю на
гособоронзаказом вице-премьеру Дмитрию Рогозину. Кто выйдет из этой
новой аппаратной войны за «наследство Сердюкова» победителем
сказать пока трудно. Одно можно сказать точно – налогоплательщики
останутся в ней безмолвными свидетелями.