Чикагские мученики. Что на самом деле означает праздник 1 Мая.

https://d-clarence.livejournal.com/215565.html
https://d-clarence.livejournal.com/216011.html
https://d-clarence.livejournal.com/216495.html
https://d-clarence.livejournal.com/217296.html
Глава четвертая. На пути к Хеймаркет, часть вторая
На осенней конференции 1884 было принято три ключевых решения:
1. Все стачки, забастовки, демонстрации, по какой бы причине они ни проводились, должны теперь обязательно выдвигать требование 8-часового рабочего дня.
2. На все флэшмобы выводить максимальное число актива. Партийные и профсоюзники выходят в обязательном порядке.
3. К 1 мая 1886 года добиться введения 8-часового дня по всей стране. Если не получится - переходить к другим методам борьбы.
Силы были примерно такие:
Рыцари: 400-500 тысяч человек на 1884-1885 гг. и 700000 человек к 1 мая 1886 по всей стране.
АФТ - около 200000 человек по всей стране, не считая Канады.
Клубы чикагского толка - 15-20000 актива.
С СРП сложнее. Большинство членов состояли одновременно в Рыцарях и клубах. Всего в партии было около 30000 человек, но они растворяются среди рыцарей, АФТ и клубов. Людей, состоящих только в партии, было 1500.
АФТ, кроме того, приняла следующую резолюцию:
"Федерация тред-юнионов и рабочих союзов Соединенных Штатов и Канады постановила, что с 1 мая 1886 г . и впредь законным рабочим днем считается 8-часовой рабочий день, и мы рекомендуем всем рабочим организациям, начиная с этого дня, соотносить свои требования с данным постановлением."
(Federation оf Organized Trades and Labour Unions о f the United States and Canada: Proceedings. 1884.)
А чикагский Центральный рабочий союз начал выпускать под руководством Парсонса и Шписа новую газету единственной тематики "The Alarm!"

Первая же стачка, в которую включились по новым правилам, добавила еще одного игрока.
В 1884-1885 гг. в Огайо шла стачка шахтеров. Она то затихала, то взрывалась, но не прекращалась. Суть заключалась в том, что местные угледобывающие компании и компании по добыче металлов объединились в одну - Hocking Coal and Iron Company. Капиталисты справедливо посчитали, что как монополисты могут диктовать свои правила рабочим - все равно им деваться теперь некуда. И разом снизили всем зарплаты на четверть. Не нравится - вали.Первое, сентябрьское, возмущение подавили, но тут рвануло вновь. Понаехали какие-то неместные, появились новые требования. При переговорах начали бить менеджеров среднего и высшего звена. Хозяева посовещались и наняли агентов Пинкертона.
Пинкертоны должны были охранять самих капиталистов и выявлять зачинщиков.
Так будущая контора ФБР впервые занялась протестным рабочим движением

Пинкертоны все выведали (никто еще не думал особо конспирироваться) и доложили нанимателям.
Наверху сильно подгорело и полетели телеграммы в Вашингтон, где не просто подгорело, а

Пинкертонов подрядили ходить на все стачки и демонстрации. Они пытались, но у них тупо не хватило людей - в 1885 году в США прошло 695 выступлений рабочих, в которых приняли участие 258129 рабочих. Тем не менее, в правительстве начали разбираться кто есть кто в рабочем движении и куда все идет.
Чикаго полыхал не то что бы сильнее, но ярче чем другие города. Центральный рабочий союз во главе Парсонсом, Шписом и Швабом нашел новый ресурс и новую тему для выступлений. На митингах и демонстрациях они стали призывать рабочих объединяться не взирая на национальные и расовые различия - социализм и будущий коммунизм интернациональны. То есть заявлялось, что негры, китайцы и женщины - тоже люди. Это сейчас толерантность и феминизм, а тогда, знаете ли, такое было посильнее гей-парада в Москве в день десантника. Многие рабочие не приняли таких лозунгов, но не встретили понимания у жён. Кроме того, рабочим разъяснили, что китайцев и негров можно не любить - у нас свободная страна, но если мы и для них попросим ништяков и они поддержат, то это здорово отвлечет силы капиталистов. И по Чикаго стали ходить пятитысячные колонны, требующие равных прав для всех рабочих, невзирая на пол и национальность.
В конце каждой демонстрации проходил митинг. Трибуну для митингов очень быстро сколачивала летучая бригада плотников (митингов много было). Командовал плотникам молодой парень Луи Линг (Lingg)

Плотники работали за идею, бесплатно, благодаря агитации Линга.
Луи Линг родился в 1864 году в Мангейме, в Германии, в эльзасской франкоязычной семье. В 13 лет поступил учеником плотника. Через 5 лет овладел профессией и стал социалистом. Не абы как, а попав однажды на подпольное собрание Германского рабочего союза, основанного самим Лассалем. В союзе юноше дали явки в Швейцарии, чтобы наладить союз со швейцарским "Всеобщим братством рабочих". Вернулся с литературой, письмами и кучей планов, но был тут же призван в армию. Бежал от призыва в США, в Чикаго. В Чикаго опять повезло - пошел искать работу и обнаружил среди местных плотников "Братство лассальянцев" под руководством Питера Макгира. Сразу же получил работу окунулся с головой в политическую жизнь. Парня стали брать на собрания клуба и ЦРС. Братство лассальянцев, само собой, вступило в ЦРС.
В том же году добились еще одной победы - к движению присоединился респектабельный, уважаемый и до того ни разу не засвеченный в стачках профсоюз часовщиков. Часовщик - это элита. Часовщик тогда - это ремонт компьютеров, планшетов, телефонов, установка программного обеспечения и услуги сисадмина в одном лице.
А теперь угадайте: кем по национальности были в массе своей часовщики? Правильно - немцами, швейцарцами и евреями из Германии.
Пришли к рабочему движению часовщики не сразу, а в результате долгой и кропотливой работы Шписа и журналиста и наборщика "Арбайтер Цайтунг" Адольфа Фишера

Адольф Фишер родился в 1858 году в Бремене. Отец его был часовщиком и членом Германского рабочего союза. В 1873 году семья переехала в США. 15-летний Фишер стал работать учеником наборщика в газете "Арканзас стаатс Цайтунг", затем уехал в Сент-Луис, где стал работать сразу в нескольких газетах. Там же он начал печатать свои статьи, в основном социалистические, и вступил в союз типографских рабочих. В 1883 году Фишер переехал в Чикаго и сразу устроился в "Арбайтер Цайтунг". Быстро вошел во влияние. Стал, как член союза, давать в своих полосах место для объявлений чикагских часовщиков.
Часовщики товар штучный - лошадью давить их нерентабельно.
Кроме того, в конце 1885 года к ЦРС присоединилась еще одна крупная организация - суровый союз работников чикагского вагоноремонтного завода. Эти парни жгли составы в 1877 году, дрались с нацгвардией, были известны своей суровостью и крепкими кулаками. На союз имела сильное влияние СРП, но к 1885 году вагоноремонтникам надоела ее пассивная, по их мнению, политика. Поэтому, когда им рассказали о ЦРС и его целях, работяги без раздумий вступили. А рассказал им еще один немец - Георг Энгель

Это был гигант и кулачный боец с самым добрым сердцем - он всю жизнь мечтал иметь свой магазин игрушек, сделанных своими руками.
Родился Энгель в 1836 году в Касселе в семье бедного каменщика. Работал подмастерьем и чернорабочим с юных лет. Скитаясь по Германии в поисках заработка, оказался во Франкфурте, нашел место сначала уборщика, а потом ученика в местной художественной мастерской. Какое-то время расписывал (наносил узоры) на игрушки и покрывал их лаком. Проявил к этому делу талант. Стал сам мастерить разные забавные игрушки. К 30 годам скопил небольшой капиталец и женился, вот-вот должен был открыть свой магазинчик, но не срослось - началась Франко-Прусская война и, как следствие, спад в экономике. Плюсом лопнул банк, где Энгель хранил сбережения. Работы в Германии, чтоб содержать семью, найти не смог и уехал на последние деньги в Америку, где опять работал на стройках, разгружал вагоны. Энгель отчаянно экономил на себе и скопил снова немного денег, на которые перевез семью в Филадельфию, где нашел работу помощника художника-декоратора. Денег все равно не хватало и он совмещал грузчиком на сахарном заводе. В 1874 году он узнал, что в Чикаго цены на жилье ниже и проще открыть собственный бизнес. Он переезжает и вкладывает деньги в долевое строительство торгового здания. Здание обещали сдать в 1876 году и там было место для магазинчика игрушек. Но в конце 1874 года застройщик сбежал с деньгами, участок перешел в муниципальную собственность, был продан с торгов под застройку общагами для рабочих. Энгель снова прогорел и пошел на вагоноремонтный завод разнорабочим. А там любили кулачные бои, которые в немалой степени способствовали карьере. Энгель стал работать, драться и расти. Дорос до десятника, но в 1877 году хозяева, за активное участие в стачке, понизили его до простого рабочего и запретили повышать. К 1886 году у Георга Энгеля основательно "накипело".
Еще одной не менее важной удачей было присоединение союза "Дрожжевиков Чикаго". Особую значимость этому событию придавало то, что в его составе были в основном местные, "настоящие янки". И огромным бонусом было то, что от "дрожжевиков" зависели местные пивовары. Дрожевиков привел в ЦРС Оскар Неебе

Неебе родился в Нью-Йорке в 1850 году в семье... как бы это по-русски проще передать.. в семье иммигрантов из Германии, которые быоли по происхождению французскими гугенотами (ну, в стране иммигрантов и не такую экзотику встретишь). Родители у него были чокнутые и в 14 лет парня отправили в Германию получать "настоящее европейское образование". В Германии Неебе не понравилось. Понравилось только пиво. В 16 лет он сбежал домой с идей открыть в Америке "правильную пивоварню". Путь до пивоварни был долгим:
- разнорабочий в Нью-Йорке, ученик чеканщика;
- чеканщик и жестянщик в Кливленде, Чикаго, снова Нью-Йорке;
- слушатель химических курсов по дрожжам в Филадельфии;
- работник дрожжевого завода в Чикаго, знакомство с местными немцами-пивоварами;
- открытие в 1881 совместного с братом бизнеса по торговле дрожжами и вступление в союз дрожжевиков;
- планы открыть пивоварню в конце 1886 года.
С 1870-х годов Неебе болен социализмом.
Дрожжевики умнее остальных профсоюзов - они разрабатывают с пивоварами систему, в которой логично обосновывается 8-часовой рабочий день, идеально подходящий для пивоваренного цикла.
И в том же году к движению присоединяется известнейший на Среднем Западе оратор Сэм Филден

Сэмюэль Филден родился в Англии в графстве Ланкашир в 1847 году в семье ткача. С 8 лет помогал отцу на фабрике. В 10 - перечитал все книги в доступных библиотеках. С 12 лет выступал с пылкими речами о чем угодно, забавляя народ в пабах. В 18 лет вступил в Метождистскую церковь и вскоре стал одним из лучших проповедников. В 1868 году решил опробовать свой талант в Америке. Приехал и обалдел от свободы слова, огромного количества идей и течений. Стал запоем читать социалистическую литературу, манифест коммунистической партии, работы Маркса. Решил изучить жизнь рабочих. Работал в каменоломнях и шахтах, возчиком и кучером дилижанса. На дилижансе объехал всю долину Миссисипи, Арканзас, доезжал до Калифорнии. В 1881 году вступил в Чикаго в Международную ассоциацию рабочих (войдет потом в "Индустриальные рабочие мира"). В Чикаго же был постоянным читателем местной публичной библиотеки, где свел знакомство с местными адвокатами и юристами. Его постоянно приглашают на выступать на процессах и слава о его красноречии разносится по городу. В 1882 году он пишет несколько лекций на тему коммунизма и оъезжает с ними Сент-Луис, Цинциннати, Питтсбург - везде имеет колоссальный успех. В ноябре 1885 года сам пришел к парсонсу и предложил свои услуги.
1886 год обещал стать самым "веселым" для правительства и промышленников (и стал). В этот год в США случилось 1572 выступления рабочих с общим числом участников в 610000 человек.