Чей дар?

Старинный список с Влахернской иконы был изготовлен по заказу царя Петра Алексеевича в 1701 году и повторяет размеры и иконографию оригинала. Икона выполнена в уникальной технике - воскомастике: тонкая моделировка красками сделана по слою воска, покрывающему вырезанные в дереве изображения Младенца с Богородицей. При этом сама восковая мастика сделана "смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава" и таким образом представляет собой еще и своеобразный мощевик.
Вплоть до закрытия монастыря в 1918 году образ пребывал в Сергиевском храме Высоко-Петровского монастыря. При советской власти он хранился в запасниках Государственного Исторического музея.
Согласно преданию, Влахернская икона Пречистой Девы была написана евангелистом Лукой и прославилась многочисленными чудотворениями. Спустя какое-то время она была привезена в Константинополь из Иерусалима императрицей Пульхерией и поставлена в храме, находившемся во Влахерне, западной части Константинополя.
После падения Восточной Римской империи и захвата турками Константинополя в 1453 году икона перешла из Второго Рима в Третий - Москву, где и сохранилась невредимой до наших дней. В настоящее время она хранится в музеях Московского Кремля.
http://www.interfax-religion.ru/?act=news÷=66305
***
Наместник Петровского монастыря игумен Петр Еремеев известный фантазер во всем, что касается приукрашивания истории его монастыря.
(см. http://diak-kuraev.livejournal.com/913860.html и http://diak-kuraev.livejournal.com/913102.html)
Вот и тут восходящая к его байкам версия патриархии и Интерфакса расходится с другими рассказами:
"...заслуживает внимания история привоза в Россию иконы Влахернской Богоматери. Эта икона, считающаяся воскомастичной, была обнаружена в XVIIв. в Стамбуле замурованной в стену, Она была приобретена специально для подношения русскому царю Алексею Михайловичу от имени иерусалимского прото-сингелла Гавриила. Однако вначале икону отправили для реставрации на Афон, где с нее изготовили три рельефные, покрытые раскрашенным гипсом копии. Все четыре иконы в 1654 г. бьпи привезены в Москву. В России равным образом почитались и подлинная Влахернская и афонские копии, являющиеся уже памятниками поствизантийской живописи. Подлинная икона хранилась в приделе апостолов Петра и Павла Успенского собора. Одна из копий находилась в селе Новоспасском у Головиных, другая — в селе Кузьминки у князей Голицыных, третья — в московском Высоко-Петровском монастыре, куда поступила от семейства Дубровиных в 1704 г. "
Ю.А. Пятницкий. Византийские и поствизантийские иконы в России // сб. Византия, Балканы. Русь. М., 1991.
https://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=1242

Такова же версия "Православной энциклопедии"
http://www.pravenc.ru/text/155029.html
***
"Второй из старинных списков с Влахернской пребывал в храме Сергия Радонежского московского Высоко-Петровского монастыря. Он сделан во второй половине ХVII века. После закрытия монастыря большевиками эта «резная икона» хранилась в фондах Государственного Исторического музея; когда же богослужение в бывшей обители было возобновлено (ее здания занимает ныне не монастырь, а Отдел катехизации Московской Патриархии), икона туда не возвратилась – теперь ей поклоняются в московском в храме Рождества Богородицы в Старом Симонове (где покоятся мощи иноков-воинов Пересвета и Осляби)."
http://www.afonru.ru/news/2014_07_16/
"В советский период Влахернская икона Богоматери Петровского монастыря находился в запасниках Исторического музея, в новейшее время пребывает в храме Рождества Богородицы в Старом Симонове".
http://www.pravoslavie.ru/89220.html
Помимо разницы в рассказах об истории иконы, возникает два вопроса:
1. Чьим подарком Высоко-Петровскому монастырю была Влахернская икона - Петра Первого (а точнее - царицы Натальи), или семьи Дубровиных?
2. Если же прав Интерфакс и легендарная "пресс-служба патриарха Кирилла", то где же тогда сообщение о передаче иконы из музея Московского Кремля патриарху Кириллу?
|
</> |