
Честь и верность.

Хотя, возможно, у меня просто личный интерес к теме. Что-то цепляет. Не могу понять - что. Тема спорта и смерти в едином эмоциональном пространстве (как эрос и танатос, но у меня спорт и танатос). Меня в своё время заинтересовал этот сюжет - футболисты киевского «Динамо» были уничтожены за свою победу над сытыми и холёными нациками. Я даже достала очень старую книжку 1959 года издания «Последний поединок», повествующую об этих событиях. (Повесть написана интересно и ярко, правда, герои разговаривают галантно-высоким штилем классицизма и, как всегда, много идеологии). Кроме того, есть первая киноверсия события - фильм «Третий тайм» 1962 года. Узнать правду о Матче Смерти, как принято называть это событие, по-моему уже невозможно. Есть только обрывочные и весьма противоречивые сведения. (Так, существует версия, что футболистов уничтожили вовсе не за победу, а за участие в подполье). Но в любом случае, эти люди выиграли, они одержали свою победу над врагом. При том, что у них не было никакой материальной заинтересованности, наоборот. Была угроза уничтожения. Что им стоило проиграть и остаться в живых? А то и при прусских сосисках с баварским пивком.
Сейчас такое время, когда циничный прагматизм и классическая хата-с-краю постепенно становятся неприличными. Общество понимает, что культ денег и материальных ценностей, положенный в основу бытия, не решает проблем, а усугубляет. Человек, для которого важнее всего батон колбасы и развлекушенька по всем каналам на призыв всегда ответит большой увесистою фигой. Ибо тёплый сортир дороже, ближе и роднее. Почему-то вспоминаются многие дома мод города Парижа, которые после 1940-го года преспокойно стали шить на немецких фрау. А ещё приходят на ум гордые арийские фройляйн 1945 года, которые взаимовыгодно спали с американцами (иной раз - с афроамериканцами) за банку тушёнки и пару чулок. Ну, ладно, это война и прочий экстрим... Сложно судить. Но для человека-колбасы личное пространство - единственно-ценное и единственно-возможное. Современная позитивная психология неистово поучает: люби себя! «Матч», как раз, о том, что можно отказаться от себя ради нематериальной идеи. Кроме основной сюжетной линии в картине есть тема Бабьего Яра. Не знаю, насколько это правда, но доводилось читать, что в нашем игровом кино тема уничтожения евреев города Киева никогда, по сути, масштабно не поднималась, и это - первый случай.
По сюжету вратарь Николай Раневич и его возлюбенная Аня спасают евреев, рискуя своей жизнью. И опять идёт тема личного подвига - ради нематериальной идеи. Что характерно, оккупантов в картине изображают так, как это было принято в СССР - ублюдки, звери, полуидиоты. Исключение, как всегда, генерал-пруссак, для которого война - просто работа и, если бы Германия была под Тельманом, он воевал бы за Тельмана. Остальные - палачи с низкими лбами. Да! Эсэсовцы были показаны без эротишно-чёрных мундиров и прочего фетиш-латекса, который вызывает болезненно-животный трепет у многих либеро-гламурщиков. Цвет фельдграу, дорогие товарищи. Хорошо выписан образ типового представителя умненькой интеллигенции, который сначала метнулся к нацистам в надежде, что пруссак принёс ему права на Самостийную Украину, а на деле?! У немцев были чёткие (и весьма прагматичные цели). Вся эта расовая шелуха с измерением черепушек была временным поводом, а целью оставалось жизненное пространство, как при Фридрихе Великом... Очень хочется надеяться, что в обществе будет всё меньше людей, всерьёз рассуждающих о цивилизованных арийцах, которые уже потому хороши, что уничтожали коммунистов.
- Фильм «Матч», по сути, продолжает линию советского кино: герой
- это не челюстястая гора мускулатуры с бластером в одной клешне и
пышногрудой девочкой-пищалкой - в другой. Сверхчеловек не носит
свастику и не уничтожает низшие расы. Сверхчеловек побеждает там,
где победить невозможно и спасает, рискуя своей головой. Для
сверхчеловека общее важнее личного, а честь важнее золота и даже
важнее жизни. Честь и верность - вот добродетели советского
человека. И вот, что радует - рядом с нами в зале сидели мальчики
лет по 12. Они очень бурно и - правильно реагировали на действие, а
в отношении фашистов иной раз и непечатно. Но тут оно
простительно.
- Здесь
можно почитать повесть «Последний поединок» в электронном
виде.
- Здесь можно посмотреть старую версию событий - «Третий тайм» 1962 года.
|
</> |