Чеслав Милош. Земля Ульро
cheralpa — 19.03.2024 "Огромные толпы христиан - с хоругвями, под предводительством своих богословов, под барабанный бой - переходят и будут переходить в лагерь человекобога, не зная или не помня о противоположном пути, который проделал Федор Достоевский".***
"Мне кажется, в нравственном отношении ничто не свидетельствует в пользу христиан против атеистов <...> Я бы даже сказал, что если человек в состоянии быть атеистом, то он должен им быть".
***
"Настоящий атеист придерживается самых строгих этических правил, ибо его ближний не получит никакой посмертной компенсации и во время своего короткого пребывания на земле всецело зависит от милости или немилости других людей. Никакие возвышенные лозунги, никакая истина, никакая отдаленная цель не могут оправдать истязания отдельного человека. Поэтому настоящий атеист считает русский коммунизм виновным в поистине ужасных преступлениях: как в физических пытках, которым он подверг миллионы беззащитных человеческих существ, так и в пытках духовных..."
***
"В конечном счете главная тема всей моей книги - присущая человеку "ненормальность", балансирование человеческих весов на той грани, где крупица, брошенная на одну из чаш, может сыграть решающую роль".
Чеслав Милош - добрый католик, но позволяющий себе мыслить гораздо шире, чем позволяет обычный "христианин".
Это уже второй славянский писатель, захвативший меня целиком. Совершенно непохожий на Милана Кундеру, но обладающий какой-то общей чертой с ним, которая одновременно и непохожа на русскую литературу, и все же в которой есть нечто родное в силу славянского происхождения. Мне кажется, что когда Россия будет совсем исчезать, растворяясь в "третьей Орде", именно этого ей будет больше всего не хватать. Сам Милош пишет об этом так:
"Русская литература входит в число так называемых больших литератур и своими достижениями, своим чувством формы превосходит польскую, но этой речи вполголоса, этого дара, который я не способен определить, в ней нет..."
Тихо, вполголоса говорить о самом важном - именно этого нет сейчас в разрывающей со славянством России.
|
</> |