Черный список русского флота.
Сообщество «Военная история» — 22.11.2014
Самый первый Корабельный Устав Петра I (Морской Устав, 1720 года) определял, что «Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флага, вымпелы и морсели, под страхом лишения живота, а Капитану ж должно учинить присягу верного служения, что ему корабль врученный неприятелю не отдавать, а буде увидит, что корабль сохранить и увести невозможно, и ему лучше корабль зажечь или потопить, чтоб тем неприятелю укрепления не было».
Как же происходило реально исполнение данного петровского устава в ходе морских сражений на русском императорском флоте?
Исторические факты говорят о том,
что морской устав не только не исполнялся, но и грубо и позорно
нарушался, оказывается, русские моряки и флаги спускали и
противнику сдавались. Было даже такое, что сами
предлагали сдачу в плен, и даже флаг врага сами поднимали. При том,
что им было заповедано идти на дно, чтоб корабль супостату не
достался, однако оказывается не всегда шли, а частенько даже и не
помышляли об этом. Известно, что за время существования Российского
флота спустили флаг, сдались в плен либо были захвачены
противником в бою (после боя) многие корабли, вот он этот
черный список:
1. Бот Петра I – захвачен шведами, Северная война, 1700
г.
2. Шнява “Фалк” – захвачена шведами, 1709 г.
3. Фрегат “Булинбрук” – захвачен шведами, 1713 г.
4. Галера “Конфай” – захвачена шведами, 1714 г.
5. 32-пушечный фрегат “Эндрахт” – захвачен шведами, 1720 г.
6. 32-пушечный фрегат “Митау” – захвачен французами без
сопротивления, 1734 г.
7. Фрегат “Санторино” – захвачен турками, 1771 г.
8. 66-пушечный корабль «Мария Магдалина» – захвачен вместе с
экипажем; плавучая батарея № 1 – захвачена (турками, 1787 г.)
9. Фрегат “Гектор”– сдался шведам по первому требованию; фрегат
“Ярославец” – спустил перед шведами Андреевский флаг (1788 г.).
10. 74-пушечный корабль “Владислав” – спустил Андреевский флаг,
сдался в плен шведам (Гогландское сражение, 1788 г.).
11. 26-пушечный пинк “Кильдин”, 24-пушечный пинк “Соломбала”,
38-пушечный пинк без названия и 7 мелких судов – захвачены шведами
(Фридрихгамское сражение, 1790 г.).
12. Потеряны (захвачены шведами, сдались в плен либо потоплены) во
время Роченсхальмского сражения (1790 г.) 52 корабля – среди
них:
- фрегаты “Мария”, “Александр”, “Константин” и “Николай”;
- шебеки “Минерва”, “Белона”, “Прозерпина” и “Диана”;
- полушебеки “Лев”, “Медведь”, “Орёл”, “Дракон”, “Кит”, “Олень”,
“Тигр”, “Барс”, “Рысь” и “Волк”;
- полупрамы “Барс” и “Леопард”;
- галеры “Безделка”, “Петербург”, “Хитрая”, “Сорока”, “Ворона”,
“Иверь”, “Тихвин”, “Устюжна”, “Орёл” и “Кулик”;
- полугалеры “Ясная”, “Пригожая”, “Перехват”, “Светлая”, “Залёт”,
“Весёлая”, “Прилежная”, “Пролёт” и “Злобная”;
- три 8-пушечные плавучие батареи;
- четыре бомбардирских катера;
- пять дубель-шлюпок под флагом.
13. 44-пушечный фрегат “Спешный”, военный транспорт “Вильгельмина”
– захвачены англичанами при стоянке в Портсмуте (1807 г.).
14. 19-пушечный катер “Опыт” – захвачен англичанами в Финском
заливе (1808 г.).
15. Эскадра адмирала Сенявина (7 линейных кораблей) интернирована в
Англии (1808 г.) – корабли спустили Андреевские флаги.
16. Линейные корабли “Азия”, “Св. Праскева”, “Уриил” и
“Сед-эль-Бахр”, также 2 фрегата и корвет в Триесте; фрегат, 3
корвета и 3 брига (в том числе “Александр”) в Венеции – блокированы
английским флотом в гаванях и были переданы французам (1808 г.)
17. 74-пушечный корабль “Всеволод” в Финском заливе – захвачен и
сожжён англичанами (1808 г.).
18. Четыре иола Беломорской флотилии – захвачены англичанами (1808
г.).
19. Две гребные канонерские лодки Беломорской флотилии – захвачены
англичанами (1809 г.)
20. Транспортное судно под командованием М. Герасимова – захвачено
англичанами у мыса Нордкап (1810 г.), правда, затем отбито
экипажем.
21. Фрегат “Рафаил” – спустил Андреевский флаг, захвачен турками
между Трапезундом и Батумом (1829 г.).
22. Шхуна “Анадырь” и военный транспорт “Ситка” – спустили флаги,
захвачены англо-французской эскадрой в Авачинском заливе (1854
г.).
23. Броненосцы “Ретвизан”, “Пересвет”, “Победа” и “Полтава”;
броненосный крейсер “Баян”; бронепалубный крейсер “Паллада”; минные
крейсера “Гайдамак” и “Всадник”; миноносец “Сильный”; минный
заградитель “Амур”; госпитальное судно “Ангара” – захвачены
японцами в Порт-Артуре (1905 г.).
24. Броненосцы “Император Николай I” и “Орёл”; броненосцы береговой
обороны “Генерал-адмирал Апраксин” и “Адмирал Сенявин”; миноносец
“Бедовый” – спустили Андреевские флаги и подняли флаги Японии,
сдались в плен японцам (Цусимское сражение, 1905 г.). Перед
затоплением спустили Андреевские и поднимали японские флаги
броненосец “Сисой Великий” и броненосный крейсер “Адмирал
Нахимов”.
25. Тральщик Балтийского флота “Китобой” – перешёл на сторону белых
(Гражданская война 1918-1922 гг.), спустил флаг
Рабоче-Крестьянского Красного флота и поднял Андреевский флаг.
26. Более ста кораблей и судов, не спуская флаги РККФ, просто
перешли на сторону белых в Гражданскую войну – линкор “Воля”;
миноносцы “Пылкий”, “Поспешный”, “Дерзкий”, “Беспокойный”, “Жаркий”
и “Жуткий”; транспорт “Троян” и другие. Чудская флотилия (четыре
вооружённых парохода) также перешла на сторону белых.
27. Миноносец “Спартак” спустил флаг РККФ, поднял белый и сдался
англичанам (1918 г.).
28. Миноносец “Автроил” – сдался англичанам без единого выстрела
(1918 г.).
29. Посыльное судно (переоборудованное под канонерскую лодку)
“Диомид”, канонерская лодка “Монгутай”, катер “Амур”,
вспомогательный крейсер “Лейтенант Дыдымов” и катер “Рында” –
брошены экипажами и захвачены белогвардейцами (Ольгинская операция,
1921 г.). “Диомид” белые захватывали даже дважды.
На одном из случаев хочется остановиться
особо, события происходили на Камчатке, в Авачинском заливе. Когда
Шхуна “Анадырь” и военный транспорт “Ситка” действительно были
захвачены фрегатом “President” и пароходо-фрегатом “Virago”,
спустили Андреевские флаги - из безысходности.
Силы неравные, ветра нет, уйти невозможно… Англо-французам достался весь груз, экипажи и пассажиры. Единственное, что успели сделать командиры кораблей - это утопить секретные депеши. Надо сказать, что среди пассажиров были дамы - а они военными моряками не являются и, стало быть, идти на дно с кораблями, не спуская флага, права не имеют. Это, несомненно, может служить оправданием.
http://filibuster60.livejournal.com/20845.html.
По сравнению с
историей Русского императорского флота, история Советского
военно-морского флота была сравнительно не долгой, всего то 73
года.
Многие любители морской
истории утверждают, что за всю эту свою недолгую историю Флаг
Военно-морского флота СССР - перед врагом не был спущен НИ
РАЗУ.
Так ли это было на самом деле?
В одном из справочников ВМФ России есть информация о потерях
Советского ВМФ в годы ВМВ на Балтике, в ней указано что:
ТК-51 захвачен фин. кор. в ночном бою 17 июня 1944 в Финском зал.
(в составе ВМС Финляндии - ТКА V3, после сентября 1944 возвращен
СССР)
БК-215 23 августа 1941 в повр. состоянии захвачен финнами в
Выборгском зал. (у о. Паатио), в составе фин. Онежской воен. фл.
как VTV1, после 4 сентября 1944 возвращен СССР
№ 52 14 октября 1941 захвачен финнами у о. Суурсаари (в ВМС
Финляндии СКА «Васама», в 1944 г. возвращен СССР) http://www.navy.su/other/lost/baltic.htm
Таким образом,
получается, что ранее захваченные советские корабли были возвращены
и продолжили воевать в составе флота до самого окончания
войны.
|
</> |