ЧЕРЕЗ ГОДЫ, ЧЕРЕЗ ОКЕАН
yuna28 — 23.01.2011 В Нью-Йорке живет и очень успешно работает сравнительно молодой врач, бывший москвич. Так получилось, что я его знаю почти с рождения – он сын моих друзей. Он был непростым ребенком – добрым, обаятельным, разговорчивым, и при этом непослушным и большим фантазером. Глядя на тебя честными глазами, мог рассказать историю мальчишечьей драки, из которой он один против пяти вышел настоящим победителем. Или придумать какое-то приключение с участием милиции и собаки-ищейки – рассказ, объясняющий почему он (как выяснилось) два дня назад пропустил занятия в школе. Вообще он был злостным прогульщиком, двоечником и учиться категорически не хотел. Семейство пребывало в большой панике. Его как-то тянули и в школе и дома, чтобы хоть на второй год не оставался. Оба родителя, с высшим образованием, только руками разводили – откуда в их семье мог получиться такой лодырь и безобразник? На семейном совете, помню, обсуждался вопрос, есть ли хоть малейший смысл продолжать учиться в школе и поступать в 8 класс. И после долгих раздумий и колебаний «отдали» его в медицинское училище.Это было очень непопулярное решение. В то время (70-е годы) дети вступали в жизнь по схеме: десятилетка, институт, аспирантура. Или без аспирантуры. Трудно сказать, что произошло с мальчиком, когда его толкнули на другой, необычный путь. Но он вдруг начал учиться. Всерьез. Лучше всех. Он был способным, и было в кого. Появились первые в его жизни «пятерки». Училище закончил с красным дипломом. Поступил в Мединститут, отслужив, как полагалось, два года в армии фельдшером. Потом учился и работал на скорой помощи, получая бесценный опыт быстрой постановки диагноза и мгновенной помощи больному.
А потом была эмиграция. Всей семьей, с родителями, женой и двумя появившимися к тому времени детьми. Очень помог младший брат – он прилично владел английским и, имея хорошую специальность, начал работать почти сразу по приезде в Штаты. А молодому доктору пришлось вгрызаться в английский и по-настоящему переучиваться. Рабочий день вырос до 14-15 часов в сутки - надо было сдать сложнейшие медицинские экзамены на английском языке. В соответствии с требованиями современной американской медицины. Он с этим справился блестяще.
С тех пор прошло много лет. Он теперь не такой уж молодой доктор. Считается очень хорошим диагностом. Обладает редким даром по каким-то неуловимым признакам распознать болезнь на самых ранних стадиях. Говорит, что не последнюю роль в этом сыграл опыт работы на скорой. Он стал профессором, окружен всеобщим уважением. Приобрел известность, и не только в своей узкой области медицины. Работает в очень престижной клинике, а в 2007 году получил даже почетное звание лучшего врача года по своей номинации. Подумать только – лучший врач Соединенных Штатов Америки!
Все прошедшие годы он помнил и охотно рассказывал, что был единственный человек, друг и ровесник его родителей, который в школьные годы не ругал его, как все вокруг, а верил в него, уважал и поддерживал. Так он говорит. Этот человек живет сейчас в Израиле. Нитевидная связь и взаимный интерес сохранились до сих пор, несмотря на огромную разницу в возрасте.
Недавно родители доктора, побывав в Израиле, навестили старого друга. Ему уже за 80, перенес несколько операций, довольно плохо передвигается. Но при этом сохранил ясность и остроту мышления, работоспособность, оптимизм и неизменное чувство юмора. Обо всем этом родители рассказали своему сыну. И профессор принял неожиданное и, я бы сказала, несколько авантюрное решение. Он пригласил старого друга посетить Штаты. На две недели. Осторожно заметив при этом, что откладывать особенно не стоит. И, договорившись, прислал билет – при наличии компьютерной связи это теперь просто. Все остальное, включая, как принято говорить, «организацию досуга», решительно взял на себя. Частично возложив это и на своих родителей.
Подробно не знаю, что именно увидел израильтянин, бывший москвич, впервые в свои «за 80» попав в Нью-Йорк. Знаю только, что вернулся повеселевший и чуть ли не помолодевший. С какими-то новыми планами. И тут же начал их осуществлять.
А мне до сих пор интересно – какие же надо было найти слова, чтобы их так воспринял тот бесшабашный мальчишка? И запомнил, пронес «через годы, через расстояния». Наверно, дело не в словах, но что-то же было. Может, как-то иначе сумел показать мальчику, что его, мальчика, суть, не сводится к школьным успехам или неуспехам. Но как, как это показать? Ведь и сейчас есть немало подростков, тревожных и мечущихся, нуждающихся в каких-то теплых словах. Но не в тех, правильных и мудрых, от которых давно тошнит, а в каких-то других словах. Или в простом неспешном «взрослом» разговоре с умным и внимательным человеком - конечно, не об экзаменах и зачетах. Или, может, в разговоре вовсе ни о чем, но дружественном и уважительном. Очень занимает меня этот вопрос. Бывает, что необходимые в какой-то момент слова поддержки (или одобрения) круто меняют судьбу молодого неопределившегося человека. Как бы их найти и вовремя высказать эти слова?
|
</> |