Чем "умный" Як-130 превосходит зарубежных конкурентов
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
В сегодняшнем репортаже — о возможностях учебно-боевого самолета России и его основных конкурентах на мировом рынке вооружений.
![Чем Чем умный Як-130 превосходит зарубежных конкурентов B79Q9446](/images/main/chem-umniy-yak-130-prevoshodit-zarubejnih-konkurentov-97c480.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/8026500/8026500_original.jpg)
Фото: Марина Лысцева, текст: Роман Азанов и Дмитрий Федюшко, ТАСС.
Як-130 — это наиболее функциональная, конкурентоспособная и привлекательная по цене-качеству машина своего класса.
![Чем Чем умный Як-130 превосходит зарубежных конкурентов LYS_9724](/images/main/chem-umniy-yak-130-prevoshodit-zarubejnih-konkurentov-c4254a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/8028791/8028791_original.jpg)
Исходя из основных задач, которые ложились на создателей Як-130 (подготовка военных летчиков от первоначальной летной подготовки до боевого применения, приобретение навыков действий в самых сложных условиях полета, в том числе и действий при отказах авиационной техники и ошибках пилотирования и так далее), эти российские самолеты идеально подходят для продвижения на зарубежных рынках, прежде всего — в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
![Чем Чем умный Як-130 превосходит зарубежных конкурентов LYS_9242](/images/main/chem-umniy-yak-130-prevoshodit-zarubejnih-konkurentov-9060ed.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/8027137/8027137_original.jpg)
Як-130 (Mitten по классификации НАТО) разрабатывался в первой половине 1990-х годов в опытно-конструкторском бюро (ОКБ) имени Яковлева (ныне — в составе ПАО "Научно-производственная корпорация "Иркут" Объединенной авиастроительной корпорации, ОАК) при участии итальянской компании Aermacchi (впоследствии вошла в состав концерна Finmeccanica, ныне — Leonardo), которая вышла из проекта в 1999 году. Машина создавалась для замены в ВВС России учебно-тренировочных самолетов Aero L-39 Albatros чехословацкого производства.
![Чем Чем умный Як-130 превосходит зарубежных конкурентов LYS59118](/images/main/chem-umniy-yak-130-prevoshodit-zarubejnih-konkurentov-7711ff.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/8029686/8029686_original.jpg)
Опытный образец впервые поднялся в воздух 25 апреля 1996 года, его пилотировал летчик-испытатель первого класса, Герой России Андрей Синицын. Самолет серийно строился на Нижегородском авиационном заводе "Сокол", а с 2009-го по настоящее время выпускается Иркутским авиационным заводом, который освоил производство на базе цифровых технологий и позже стал эксклюзивным поставщиком новых машин.
![Чем Чем умный Як-130 превосходит зарубежных конкурентов LYS59529](/images/main/chem-umniy-yak-130-prevoshodit-zarubejnih-konkurentov-1b9a0a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/8030837/8030837_original.jpg)
В настоящее время весь комплекс работ по программе Як-130 выполняет корпорация "Иркут" (в составе ОАК).
![Чем Чем умный Як-130 превосходит зарубежных конкурентов LYS59226](/images/main/chem-umniy-yak-130-prevoshodit-zarubejnih-konkurentov-46dc30.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/8030614/8030614_original.jpg)
Як-130 способен обучать военных летчиков на разных режимах полета и применения вооружений, характерных для самолетов четвертого и даже пятого поколений.
Речь идет о российских и зарубежных самолетах Су-30, МиГ-29, F-16, Rafale и Eurofighter Typhoon, а также F-22, F-35. То есть, по сути, учебные возможности нашей машины охватывают практически весь сектор современной боевой авиации
![Чем Чем умный Як-130 превосходит зарубежных конкурентов LYS_9248](/images/main/chem-umniy-yak-130-prevoshodit-zarubejnih-konkurentov-b6c30c.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/8027507/8027507_original.jpg)
Конечно, "почувствовать" настоящий истребитель все равно потом придется, но получить основы его управления, по мнению авиаспециалистов, Як-130 позволит. Самолет оснащен новейшими системами имитаций режимов боевого применения, а в случае необходимости Як-130 способен выполнять задачи штурмовика и уничтожать отдельные наземные и малоскоростные воздушные цели. Кроме того, машина неприхотлива в вопросе климатических условий эксплуатации и способна взлетать и садиться на грунтовых аэродромах.
![Чем Чем умный Як-130 превосходит зарубежных конкурентов LYS_9255](/images/main/chem-umniy-yak-130-prevoshodit-zarubejnih-konkurentov-13785d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/8027780/8027780_original.jpg)
Интегрированная цифровая система управления во взаимодействии с экипажем (два человека — пилот-инструктор и ученик) и бортовым оборудованием обеспечивает ручное и автоматическое пилотирование самолета. Кроме того, "интеллект" машины был усилен и другим высокотехнологичным оборудованием — лазерной бесплатформенной инерциальной навигационной системой БИНС-СП-1, которая предназначена для ориентации в пространстве, определения местоположения летательного аппарата, комплексной обработки и выдачи навигационной, пилотажной информации.
![Чем Чем умный Як-130 превосходит зарубежных конкурентов LYS59171](/images/main/chem-umniy-yak-130-prevoshodit-zarubejnih-konkurentov-c6646f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/8030237/8030237_original.jpg)
Благодаря электронике самолет мгновенно реагирует на команды пилота. Если обучаемый пилот не справляется с управлением, а инструктор в кабине по какой-то причине потерял дееспособность, Як-130 можно посадить по радиосигналу с земли.
![Чем Чем умный Як-130 превосходит зарубежных конкурентов LYS_9733](/images/main/chem-umniy-yak-130-prevoshodit-zarubejnih-konkurentov-10168d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/8029170/8029170_original.jpg)
Аэродинамическая схема Як-130 — двухдвигательный среднеплан с крыльевыми наплывами, размещенными под ними воздухозаборниками, с трехстоечным шасси. Особенности компоновки, высокомеханизированное крыло и цельноповоротный стабилизатор позволяют машине выполнять маневры на больших углах атаки.
Так, летать на углах атаки до 40 градусов с изменением скорости от 200 до 800 км/ч — подобные режимы, по мнению специалистов, сегодня недоступны ни одному другому учебно-тренировочному самолету.
![Чем Чем умный Як-130 превосходит зарубежных конкурентов LYS59148](/images/main/chem-umniy-yak-130-prevoshodit-zarubejnih-konkurentov-68d54b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/8029734/8029734_original.jpg)
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Длина — 11,49 м; высота — 4,76 м; размах крыла — 9,72 м. Максимальная взлетная масса — 9000 кг; максимальная боевая нагрузка — 3000 кг на девяти узлах подвески. Боевой радиус действия — 1315 км; практическая дальность — 1850 км; практический потолок — 12 500 м. Максимальная скорость — 1000 км/ч.
![Чем Чем умный Як-130 превосходит зарубежных конкурентов LYS59159](/images/main/chem-umniy-yak-130-prevoshodit-zarubejnih-konkurentov-cc9392.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/8029986/8029986_original.jpg)
На девяти точках подвески "летающая парта" (такое ироничное название дали самолету журналисты) может нести широкий спектр авиационных средств поражения, в том числе ракеты класса "воздух-воздух" Р-73 (AA-11 Archer по классификации НАТО) с инфракрасными головками самонаведения, корректируемые авиационные бомбы КАБ-500Кр с телевизионной системой наведения, неуправляемые авиационные бомбы калибра до 500 кг, неуправляемые авиационные ракеты семейств С-8, (80 мм), С-13 (122 мм) и С-25, а также подвесные пушечные контейнеры с 23-мм автоматической пушкой ГШ-23Л (аналогичная пушка установлена на боевом вертолете Ми-35М).
![Чем Чем умный Як-130 превосходит зарубежных конкурентов LYS_0399](/images/main/chem-umniy-yak-130-prevoshodit-zarubejnih-konkurentov-d94300.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/8026743/8026743_original.jpg)
Самолет также оснащен двумя контейнерами радиоэлектронного подавления. Комплекс управляемого и неуправляемого вооружения позволяет эффективно применять Як-130 в ходе обучения и при решении боевых задач.
![Чем Чем умный Як-130 превосходит зарубежных конкурентов LYS_0964](/images/main/chem-umniy-yak-130-prevoshodit-zarubejnih-konkurentov-80f393.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/8027112/8027112_original.jpg)
Кстати, на Як-130 в период с 17 по 26 октября 2016 года проводилась серия рекордных полетов. Были установлены российские и мировые рекорды по скороподъемности на различные высоты с полезной нагрузкой и без нее в классе серийных турбореактивных самолетов наземного базирования с взлетной массой от 6000 до 9000 кг (подкласс C-1f по классификации Международной авиационной федерации).
![Чем Чем умный Як-130 превосходит зарубежных конкурентов B79Q0637](/images/main/chem-umniy-yak-130-prevoshodit-zarubejnih-konkurentov-8b4af6.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/8025943/8025943_original.jpg)
Сегодня свыше 100 Як-130 используются в учебных центрах Минобороны России, в этом году поставки машин будут продолжены. В 2017 году сообщалось, что корпорация "Иркут" наращивает боевые возможности самолета Як-130, придавая ему функции легкого штурмовика. В частности, речь шла об установке на самолет лазерного дальномера, дополнительного радиосвязного оборудования и систем радиоэлектронной борьбы.
![Чем Чем умный Як-130 превосходит зарубежных конкурентов LYS_9313](/images/main/chem-umniy-yak-130-prevoshodit-zarubejnih-konkurentov-d214aa.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/8028145/8028145_original.jpg)
В настоящее время основными конкурентами Як-130 на мировом рынке вооружений является ряд учебно-тренировочных (УТС) и учебно-боевых самолетов (УБС) производства европейских и азиатских государств. В частности, Малайзия располагает самолетами семейства Hawk производства британской компании BAE Systems. По данным открытых источников, на вооружении страны состоит 10 УТС Hawk 108 и восемь легких истребителей Hawk 208.
В начале марта текущего года главнокомандующий ВВС этой страны Эффенди Буанг сообщил, что Hawk могут состоять на вооружении еще порядка десяти лет после прохождения ими необходимой модернизации.
В настоящее время наиболее современной модификацией Hawk является версия AJT (Hawk Advanced Jet Trainer, обозначение ВВС Великобритании — Hawk T2). Согласно данным BAE Systems, его максимальная взлетная масса составляет 9100 кг, полезная нагрузка — 3000 кг, максимальная скорость — порядка 1300 км/ч.
![Чем Чем умный Як-130 превосходит зарубежных конкурентов B79Q0593](/images/main/chem-umniy-yak-130-prevoshodit-zarubejnih-konkurentov-36c132.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/8031106/8031106_original.jpg)
Серьезным конкурентом Як-130 на рынке стран Азиатско-Тихоокеанского региона является южнокорейский T-50 Golden Eagle — разработка концерна Korea Aerospace Industries (KAI). Как отмечает производитель, его уже закупили две страны — Таиланд (12 единиц) и Индонезия (16 единиц). На базе T-50 был создан легкий штурмовик, получивший обозначение FA-50. 12 таких самолетов поставлены Филиппинам.
![Чем Чем умный Як-130 превосходит зарубежных конкурентов](/images/main/chem-umniy-yak-130-prevoshodit-zarubejnih-konkurentov-de9094.jpg?from=https://img-fotki.yandex.ru/get/195786/414616.6e1/0_101410_d8375936_orig.jpg)
Согласно данным KAI, максимальная взлетная масса T-50/FA-50 составляет 12,3 т. Самолет отличается сверхзвуковой скоростью (до 1700 км/ч) и способен применять (в боевой конфигурации) ракеты класса "воздух-воздух" AIM 9, неуправляемые авиабомбы Mk.82 и управляемые JDAM, а также управляемые ракеты класса "воздух-поверхность" AGM-65 и неуправляемые ракеты калибра 70 мм.
![Чем Чем умный Як-130 превосходит зарубежных конкурентов 7596427232_f09bd9b408_o](/images/main/chem-umniy-yak-130-prevoshodit-zarubejnih-konkurentov-654ab4.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/8031912/8031912_original.jpg)
Серьезным игроком на мировом рынке учебно-боевых самолетов и главным конкурентом Як-130 является итальянский M-346 концерна Leonardo. Он также может поставляться в конфигурации УТС (M-346) и УБС (M-346FA). Его максимальная взлетная масса составляет 10 400 кг, боевая нагрузка — порядка 3000 кг, а максимальная скорость — 1075 км/ч.
В боевой конфигурации машина способна применять различные ракеты класса "воздух — воздух" и "воздух — поверхность", а также управляемые и неуправляемые бомбы.
Однако немаловажную роль в превосходстве Як-130 над конкурентами играет его стоимость.
![Чем Чем умный Як-130 превосходит зарубежных конкурентов 1P5A9157-2](/images/main/chem-umniy-yak-130-prevoshodit-zarubejnih-konkurentov-7a7318.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/8031241/8031241_original.jpg)
Экспортная стоимость Як-130 — в пределах $15 млн, что значительно ниже стоимости как его итальянского "клона" Aermacchi M-346, так и британского самолета Hawk, стоящих на вооружении ВВС Малайзии — стоимость этих машин превышает порог $30 млн. То же можно отнести и к южнокорейскому учебно-боевому T-50 Golden Eagle, который почти в два раза дороже российского самолета.
![Чем Чем умный Як-130 превосходит зарубежных конкурентов LYS_0027](/images/main/chem-umniy-yak-130-prevoshodit-zarubejnih-konkurentov-7c345f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/8031586/8031586_original.jpg)
Как отмечалось выше, в 1993–1999 годах в разработке Як-130 участвовала итальянская компания Aermacchi, в результате чего, по воспоминаниям главного конструктора Константина Поповича, концепция самолета поменялась с учебно-тренировочной на учебно-боевую. Aermacchi вышла из проекта, получив документацию по самолету, и впоследствии представила свой самолет М-346 (первый полет был в 2004 году), похожий на Як-130. Российская и итальянская стороны договорились о разделении рынков сбыта.
![Чем Чем умный Як-130 превосходит зарубежных конкурентов B79Q0674](/images/main/chem-umniy-yak-130-prevoshodit-zarubejnih-konkurentov-99d7b6.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/8026254/8026254_original.jpg)
Согласно плану модернизации, опубликованному ВВС Малайзии летом прошлого года, в перспективе предполагается закупка трех эскадрилий УБС, при этом особый упор делается именно на боевые возможности самолетов. Точные данные о грядущих закупках авиатехники ВВС Малайзии не публикует, однако, опираясь на структуру ВВС страны, можно предположить, что речь идет о приобретении 18–30 самолетов. Учитывая текущий состав парка Hawk, Куала-Лумпур, вероятно, более заинтересован в приобретении учебно-боевых самолетов или легких истребителей-штурмовиков на их базе.
Однако стоит отметить, что Малайзия может отказаться от планов по приобретению европейских истребителей и сделать выбор в пользу Китая. Такое заявление 24 марта сделал премьер-министр страны Махатхир Мохамад. Таким образом Куала-Лумпур ответит Евросоюзу (ЕС), который намерен запретить поставки пальмового масла на рынки Европы.
![Чем Чем умный Як-130 превосходит зарубежных конкурентов LYS_9385](/images/main/chem-umniy-yak-130-prevoshodit-zarubejnih-konkurentov-ea8f4f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/8028283/8028283_original.jpg)
Кстати, в 2000-х годах китайская компания Hongdu Aviation Industry Corporation совместно с ОКБ Яковлева разработала на базе Як-130 легкий штурмовик (учебно-боевой самолет) L-15 Falcon. Первый полет состоялся в 2006 году, и, оснащенный двигателями украинского производства АИ-222К-25Ф, он был принят на вооружение Китая как JL-10. Так что и тут без "российского следа" не обошлось.
Однако выбор Малайзией данного образца маловероятен в связи с тем, что он является только учебно-тренировочным — какие-либо сведения о легком боевом самолете на базе L-15 отсутствуют.
![Чем Чем умный Як-130 превосходит зарубежных конкурентов](/images/main/chem-umniy-yak-130-prevoshodit-zarubejnih-konkurentov-57095f.jpg?from=https://img-fotki.yandex.ru/get/6623/414616.144/0_9de04_5cd24812_XXL)
Несомненно, российский Як-130 — лучший выбор по критерию "стоимость-эффективность" как для подготовки летчиков-истребителей, так и для выполнения боевых задач в различных локальных конфликтах, число которых за последнее время в мире только увеличилось.
![Чем Чем умный Як-130 превосходит зарубежных конкурентов LYS_9460](/images/main/chem-umniy-yak-130-prevoshodit-zarubejnih-konkurentov-692704.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/fotografersha/13042289/8028472/8028472_original.jpg)
Вот такая красота!
Статья полностью.
|
</> |