Чем советское кино отличалось от российского...
apotapov777 — 14.08.2015 Советский кинематограф не делился на фестивальный (арт-хаус), коммерческий (для широкого проката). Советское кино было авторским, и это несмотря на цензуру. Главный вопрос кинематографа - кто заказчик, инвестор кино? В Советском Союзе это точно был не прокат. Например, известный сейчас как великий комедиограф Леонид Гайдай, в советское время особым авторитетом среди коллег и кинокритиков не пользовался. Его фильмы считались простоватыми, для народа. Фильм "Пираты 20 века" принес огромную кассу, но не породил массу подражаний или фильмов того же жанра. Можно сказать абстрактно, что заказчиком кино было государство. Это так, но более точно государственные структуры. Вот тут и начинаются подробности.Влияние цензуры на процесс кинопроизводство в 50е-80е годы явно преувеличен в современной прессе. Режиссеры и сценаристы знали некие правила игры, которые нельзя было нарушать, но в рамках это были свободны. Правила и ограничения есть и сейчас. Если их нарушить кино будет признано "экстремистским", и т.д. Но вот прежней советской свободы нет. В советское время (50е-80е) главным требованием было высокий художественный уровень. Например, фильм известного режиссера Григория Александрова "Русский сувенир" 1960 так и не вышел в широкий прокат именно из-за сильной критики, которая обвиняла его в малохудожественности, хотя политической пропаганды там было через край. С другой стороны, фильм "Зеркало" Андрея Тарковского был запущен в производство даже без законченного литературного сценария. "Съемки предлагалось начать по принципиально незавершенному сценарию, когда каждый очередной этап работы мог непредсказуемо сдвинуть замысел в то или иное неожиданное русло и таким образом конечный результат творчества абсолютно невозможно было «увидеть» , «просчитать» или хотя бы интуитивно угадать заранее. Но это же чистейшая крамола!
Тем не менее заявка была принята VI творческим объединением писателей и киноработников «Мосфильма» (художественные руководители А.Алов и В.Наумов), а Кинокомитет милостиво разрешил студии заключить договор на написание сценария" http://www.tarkovsky.su/library/mirror-creation/ Получается авторы фильмы в СССР были реально более свободны, чем сейчас, а советские фильмы были авторские. Их создатели пытались донести нечто до зрителей. Они были свободны от давления массовых вкусов (насколько это возможно), были ориентированы на максимально возможный художественный уровень продукта. Сейчас - ограничения так же есть, но... Кино стало продюссерским, в самом плохом смысле этого слова. То есть главный в кинопроизводстве тот, кто контролирует деньги. Кино 100% определяется массовым спросом. Есть и небольшое количество фестивальных фильмов, но их становится все меньше, как и желающих вкладывать в них деньги. Плюс огромное давление со стороны телевидения, которое диктует свои низменные вкусы и предлагает своих раскрученных "звезд". Конечно, некоторое число "авторских" фильмов снимается, но это скорее единицы, так как они никому не интересны - ни прокату, ни инвесторам (частным или государственным). Для сравнения, один из известных советских киносценаристов рассказывал об ужасах советского кинопроизводства, для примера, он сказал, что один сценарий ему пришлось переделывать 8 раз. Сейчас сценарии переделываются по 10 раз минимум. Нормальным количеством переделок считается и 20 раз. Какая тут свобода творчества?
|
</> |