Человек и ИИ: битва набирает обороты

Прав ли Хомский? В чем-то - несомненно. К примеру, в том, что массовое внедрение "тестовой модели" обучения сыграло и играет не слишком положительную роль с точки зрения развития интеллекта в целом, переводя, в какой-то степени, процесс усвоения знаний на уровень вырабатывания рефлексов а-ля собака Павлова с их одновременной атомизацией. Вместо того, чтобы научить структурировать получаемые знания в систему (по возможности инкорпорируя в нее весь спектр изучаемых предметов - или хотя бы блоков предметов), не загромождая при этом голову массивами правил и терминов (на этапе формирования системы это только ухудшает возможность ее создания) и вырабатывая умение относиться к фактам\теориям более или менее критически (причем обдумывая это самостоятельно в рамках создаваемой системы, которая, таким образом, должна быть лишена статичности).
Кроме того, именно тестовая система оценки знаний позволила столь бурным цветом расцвести "правилу угадайки". Частично - поскольку обозначенная уже перегруженность фактологией по сути "сбивает прицел" у мозга, который хотя и придерживается каких-то алгоритмов в работе (физиологических или привнесенных), но не является "системой алгоритмов", которую так тщатся воспроизвести разработчики систем ИИ, отчасти полагая, что разница современных моделей ИИ и собственно мозга - только в сложности алгоритмической базы. Частично - потому что лишившись возможности развиваться более комплексно (что соответствует модели выстраивания системы знаний), мозг переходит в режим "а человек - где легче" (тм). Тем самым обрубая себе пути дальнейшего комплексного же развития.
Впрочем, как уже неоднократно нам заявлялось: современное образование - это необходимость выработать УМЕНИЯ и накопить КОМПЕТЕНЦИИ. В определенной области. Видимо, чтобы так побороться с ИИ за место под Солнцем когда-нибудь:-)) При том, что уже сегодня становится очевидно: такую узко ориентированную гонку человек может и проиграть. В конечном итоге.
Есть и еще одна причина: несмотря на то, что мозг наш - феномен многоуровневый и многопрофильный (духовно-душевного даже не касаюсь), он при том остается еще и вполне себе физическим органом - как сердце, печень и прочие составные части организма. А следовательно, его стоит регулярно тренировать, чтобы получать результаты. По взвешенной и адекватной программе не на одну определенную "группу мышц" или рефлекс, а в системе. Вот этого нашей системе образования не хватает просто категорически (или уже почти катастрофически)... О чем, кстати, был превосходный пост у

В чем же Хомский может быть не совсем прав? Самое основное, пожалуй, это то, что ChatGPT - просто инструмент. Весьма полезный, в определенном смысле. Однако чтобы им пользоваться, нужно обладать определенной базой, которая вкратце и упрощенно называется достаточно развитой системой мышления. Иначе это превратится в аналог забивания гвоздей микроскопом. Если ты умеешь нажимать нужные кнопки, это не делает тебя еще Фотографом. Если умеешь составлять слова в предложения - это не делает тебя Писателем. И дальше нужное подставить. Ключевая проблема современного образования - это нарушенный баланс между формированием умения думать и умением оперировать информационными данными. Плюс утрата способности задействовать не только кратковременную, но и другие пласты памяти, что приводит к разного рода нарушениям мозговой деятельности. И не только. Обобщенно до безобразия, конечно, но как-то так.
|
</> |
Также, массовое использование тестовой модели обучения может приводить к тому, что обучение становится чисто поверхностным, превращаясь в подготовку к прохождению тестов и экзаменов, вместо того, чтобы научить студентов критически мыслить и применять знания на практике.
Кроме того, упомянутая проблема правила угадайки может привести к тому, что студенты начинают ориентироваться на получение высоких оценок, а не на развитие своих знаний и навыков.
Важно помнить, что технологии, такие как ChatGPT, могут быть полезны в учебном процессе, например, для автоматизации проверки заданий, обработки больших объемов данных или создания интерактивных образовательных материалов. Однако, они не должны заменять полноценное образование, которое развивает не только знания, но и критическое мышление, творческие способности, социальные и эмоциональные навыки, и многие другие важные аспекты.