Чего хотеть

топ 100 блогов leorer18.12.2019 Более 150 лет назад, в 1863 году был опубликован роман Николая Чернышевского "Что делать". Чуть более 50 лет назад, в 1969 году, вышел в свет роман Всеволода Кочетова "Чего же ты хочешь". Эти два литературных произведения, помимо неявного знака вопроса в их названиях, объединяет еще одна общая черта – они в равной степени ненавидимы рукопожатной русской интеллигенцией и элитной прослойкой. Почему – попробуем разобраться.

Роман Чернышевского, присутствовавший на протяжении всего советского периода в школьной программе по литературе, стал после окончания этого периода первым кандидатом на исключение из программы. Публицисты, в основном почвеннического и булкохрустящего толка, регулярно требуют перестать забивать головы школьников этой бездарной и антигосударственной вещью и заменить ее чем-то более стоящим – например, "Лолитой" Набокова.

Роман Кочетова изначально не был допущен в круг чтения советских школьников, хотя заслуживает этого больше прочих. Он всячески замалчивался, тоже был объявлен бездарным и нечитабельным, но 50-летие его выхода в свет стало поводом для появления многочисленных интересных публикаций в прессе. Интерес к нему растет со временем, что является необычным феноменом. С годами этот роман, повествующий о реалиях советской жизни в самом начале заката советского проекта, становится всё актуальнее.

На самом деле и "Что делать", и "Чего же ты хочешь" вполне читабельны и даже очень интересны, но есть один секрет. Читать их надо МЕДЛЕННО, и желательно не один раз.

Героиня "Что делать", Вера Павловна Розальская, растет в семье, возглавляемой деспотичной мамашей Марьей Алексеевной. Таких людей на английском языке называют "control freak", а на русском правильнее всего было бы назвать амбициозными тварями. Она считает, что добилась успеха, "сама себя сделала", и свою дочь воспринимает исключительно как инструмент для собственного возвышения и самореализации. Для этого дочку надо выгодно выдать замуж за нужного человека. Но дочери очень плохо в родительском доме, и у нее свои планы на жизнь.

Марья Алексеевна считает, что люди делятся на два сорта – дураков и плутов. Кто умный – тот обязательно либо Мавроди, либо Березовский. "У человека руки сгибаются к себе, а не от себя", как принято говорить сейчас, поэтому каждый делает только то, что приносит ему пользу – конкретную, вещественную. Но у Верочки свои понятия о пользе и самореализации, странные для мамы, и поэтому она при помощи медицинского студента Дмитрия Лопухова убегает из ставшего для нее гнилым подвалом родительского дома и в конце концов открывает швейную мастерскую.

Швейная мастерская Веры Павловны работает как советская подрядная бригада, например бригада строителей Николая Злобина. Все работники там равны, получают зарплату в зависимости от коэффициента трудового участия и являются совладельцами мастерской. В свободное время они устраивают то, что в 21-м веке назовут корпоративами. Это ячейка того общества, которое представляли себе основоположники марксизма и называли его коммунистическим – свободной федерации самоуправляющихся трудовых коллективов. Всё остальное, что было написано про коммунизм за 200 лет – интерпретации, в основном тенденциозные и неправильные. Однако в романе "Что делать" ни разу не использованы слова "социализм" и "коммунизм". Речь идет просто о разумном устройстве общества.

Арифметические выкладки Александра Кирсанова, выложенные в романе и описывающие выгоду такой организации производства, вполне применимы к сегодняшнему дню. Проблема тут одна-единственная – непонятно, что в этой системе должны делать эффективные менеджеры, и зачем они вообще нужны, когда трудовой коллектив сам устанавливает регламент своей работы, и управленцы служат коллективу, а не наоборот. Важно, что это коммуна трудящихся, а не, к примеру, свободных художников, и она производит продукцию, необходимую людям, а не нечто лишнее и ненужное.

Вера Павловна видит сон про счастливых людей будущего. Эти люди живут во дворцах из чугуна, стекла и хрусталя, освещаемых электрическим светом. Днем они трудятся на полях, а по вечерам собираются вместе, поют хором и танцуют. Неотвеченным остается один вопрос – что делать людям, которые не хотят петь и танцевать, а тем более не хотят трудиться, и что делать обществу с такими людьми?

Иван Ефремов в "Туманности Андромеды", написанной за 10 лет до романа Кочетова, предложил расселять их на острове Забвения – то ли Яве, то ли Суматре. Практика показала, что одного острова для таких людей маловато будет – им нужен как минимум континент, и не один.

Генка Зародов, герой романа "Чего же ты хочешь", хочет иметь много денег и получать максимум удовольствия от жизни. Скучный труд его не устраивает. Во дворце из чугуна, стекла и хрусталя ему обязательно станет скучно. Однако он талантливый посредник между производителем и потребителем, и таким людям должно найтись место и в федерации самоуправляющихся коммун. Горизонтальным структурам посредники нужны больше, чем вертикальным. Как адекватно вписать туда Генку Зародова? Возможно, на этот вопрос ответит третий, пока еще не написанный роман, который выйдет в свет через 50 лет, когда роману "Что делать" исполнится 200 лет, а "Чего же ты хочешь" - 100.

Принято считать, что alter ego Всеволода Кочетова в "Чего же ты хочешь" - писатель Василий Булатов. Не думаю, что это верно. Скорее на эту роль годится Феликс Самарин, молодой инженер-производственник. Булатов возит свою поклонницу Ию к бывшей даче Сталина и на вопрос о том, что делать с людьми, не желающими трудиться на 50-м году советской власти, отвечает, что их надо силой принуждать к труду. Но роман заканчивается не этим утверждением Булатова, а вопросом, обращенным к Зародову – а ты чего хочешь на самом деле? То есть, Кочетов понимает, что метод "заставлять" не работает.

Родители Феликса – очень успешные по советским стандартам люди, его отец – начальник главка в министерстве, но у Феликса свои планы на жизнь, как и у Веры Павловны. Он не хочет заниматься престижной "чистой наукой", отказывается поступать в аспирантуру и идет работать на производство. И это правильно, потому что работа на производстве и организация производства – самое интересное, что есть в жизни человека. Феликс верит в будущее советской системы, и глупо было не верить в это тогда, в 1969 году. Да, есть отдельные проблемы, но они решаемые. И их можно было бы решить, если бы руководители страны были настроены гласно и открыто обсуждать пути их решения.

Феликс Самарин идеально вписался бы в компанию Лопухова и Кирсанова, а Лера стала бы лучшей подружкой Веры Павловны – у них одинаковые представления о женском счастье, любви и свободе. Жаль, что эти герои разошлись во времени, но люди во все времена одинаковы. И наше будущее таки да светло и прекрасно, потому что в противном случае нет смысла заводить детей, а есть смысл получить максимум кайфа и умереть под кайфом здесь и сейчас. Интересно, кстати, что ни у одного из главных героев «Что делать» нет детей. Видимо, они мешают самореализации.

А теперь поговорим о том, почему советская интеллигенция и партноменклатура ненавидели роман «Чего же ты хочешь». Вот отрывок из этого романа:

– Попробуем разобраться. Рабочие и крестьяне производят все материальные ценности на земле, без которых духовная жизнь была бы просто невозможна, ее бы не было. В старые времена… да и сейчас в капиталистическом мире… вопрос решался и решается так: удел одних – производить хлеб и прочее, а другие, пользуясь этим, лишь мыслят, лишь истончают свои чувства, изощряются в искусствах, гурманствуют духовно, живут жизнью, обеспеченной за счет труда других. Марксизм и марксисты требуют: долой эту чудовищную несправедливость, тот, кто производит блага жизни, тот ее и хозяин, подлинный хозяин, и отсюда ведется весь счет, от этой отметки.

– Ну так, а мы-то куда? – не выдержала Липочка.

– Вы-то или, вернее, мы-то? – Булатов посмотрел на нее.– А мы, если мы люди порядочные, должны все свои силы приложить к тому, чтобы такая несправедливость, когда одни везут, а другие погоняют, на земле кончилась бы, как кончилась она у нас в стране. Разве не захватывающее дело – служить тому, чтобы и рабочие наши и крестьяне в изобилии получали духовную пищу, пользовались бы всеми духовными благами, накопленными человечеством?

– Вот видите – служить! – сказала Липочка.– Мы, оказывается, должны только служить. Где же тогда равноправие?

– Да, служить, служить! – сказал Булатов. – Ничего не поделаешь. Не мы с вами выращиваем хлеб. А они, труженики. Выращивайте его сами, и никому служить не будете. С головы-то на ноги все встало. Раньше было по-другому. Было и ушло. Можешь – выращивай хлеб, к другому тянет – не забывай, чей хлеб ешь. Когда ты ощутишь всю историческую важность служения классам творцов, то ты будешь делать это с радостью, оно станет делом твоей жизни.

– А если не ощутишь? – Липочка не могла успокоиться.

– Вот тогда возникает конфликт с временем, с классами, с историей, с исторической неизбежностью. Вот тогда вам захочется тех порядков, какие существовали у нас до семнадцатого года, или тех, которые пока еще сохраняются в буржуазном мире. Начинаются вопли о несвободности творчества, вздохи: о том, что нам-де не хватает демократии.


Ну разве может интеллигенту такое понравиться? Он привык, что рабочие, крестьяне и прочие работяги обслуживают его, такого хорошего, а он указывает им, как и о чем надо думать, кого любить и кого ненавидеть, кто прав и кто виноват. И тут вдруг оказывается, что те, кто гурманствует в искусствах, обязаны служить народу, который их содержит и кормит. Непорядок.

То же касается и управленцев. Либо трудовой коллектив как ячейка социалистического общества нанимает себе управленцев, и они в качестве технических специалистов организуют производственный процесс, либо управленцы – хозяева жизни, а рабочие их обслуживают. Как только управленческий класс осознанно выбирает вторую возможность, а трудящиеся это допускают, демонтаж социализма становится неизбежным. В книге Кочетова у отца Феликса Самарина есть заместитель – молодой растущий специалист, талантливый, но очень высоко себя ставящий и не считающийся с нормами общества. Если Сергей Антропович сам вышел из рабочих и поэтому лоялен системе и понимает свое место в ней, то его заместитель в будущем активно поучаствует в прихватизации и разграблении общенародной собственности, потому что у станка не стоял и изначально считает себя профессиональным руководителем. Неизбежное хрустение французскими булками и попытка реанимировать сословный строй – лишь следствие такой ситуации. Генка Зародов в 1969 году искренне не знал, чего он на самом деле хочет, но в последующие годы его братья по прослойке определились – "да, новых Освенцимов и Равенсбрюков мы хотим, но не для себя, разумеется, а для тебя, рабочее быдло". По той же причине советской интеллигенции и советской элите не нравился роман "Что делать" - нечего им самим делать в обществе, в котором труд и быт организованы по модели мастерской Веры Павловны.

В романе "Чего же ты хочешь" все герои, за исключением нациста Клауберга – русские люди или бывшие русские люди. Нет и намека на дружбу ста прекрасных советских народов – основной мотив государственной пропаганды того времени. Сталин, согласно Кочетову, готовил страну к неизбежной схватке с внешним врагом, и народ под его руководством отстаивал Россию, а не идею всемирной революции и общечеловеческого братства. В "Что делать" мы тоже видим только русских людей, хотя имперский Петербург был космополитическим городом. Наверное, это не случайно. Украинцам или евреям, к примеру, нет места в этих двух книгах, они там лишние.

Диссидент Вацлав Гавел призывал в свое время чехов, "детей 1968 года", к тому, чтобы жить при социализме так, как будто бы социализма нет. Это возможно, но возможен и обратный вариант – жить при капитализме так, как будто ты живешь при социализме. Так, как жили новые люди у Чернышевского, естественно и свободно. Наши дети обязательно выберут социализм, даже если они придут к нему не по книгам столетней и двухсотлетней давности, а через стажировку в буддийском монастыре. Они выберут общество счастливых, спокойных и свободных людей. Свободных от личных амбиций, от гонки за престижными и ненужными вещами, и поэтому спокойных и счастливых. И не важно, как это общество будет называться. Оно, как и царство Божие, в первую очередь внутри нас. Оно начинается со свободных людей. Социализм без уважающих свою и чужую свободу людей превращается в кошмар, и мы это знаем. В нем материализуется местечковый комиссар с декретом об обобществлении женщин.

Я не верю в воспитание. Людей невозможно воспитать, потому что воспитание подразумевает, что у воспитуемого нет свободы выбора. Но она есть. Надо не говорить, что следует делать, а показываеть реальные последствия выбора той или иной альтернативы для себя и для всех. Примеров в исторической памяти человечества предостаточно. Но выбор всегда остается за каждым отдельным человеком, который должен понять, чего он сам хочет.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В четверг подскользнулся, с таким приятным хрустом. Обошлось нихуевым растяжением связок, лежу на даче, плюю в потолок, смотрю руавту. Нога приятно посинела. Скучно. В связи с чем хочу провести животрепещущий опрос: View Poll: #1883883 Чтобы про ...
Вчера    цитатой    дня   стали  слова Президента Мы не зубоскалим... Сегодня  цитатой   дня   становятся  тоже  слова   Президента,  сказанные  на  встрече  с   ...
Дневник Фотоохотника Уроки Фотоохоты из Архива Съёмка февраля, марта 2016 Говорящих снимков февраля этого года не осталось. Каждый день выбираться на съёмку каждый день не могу. Взял отгулы. Подустал немного. Пользуясь тем, что никто не забирается далеко в прошлые годы с ...
shahmansky вывесил фотку ...
ЧУДЕСА – ВСЕГДА ЛИ ОНИ ОТ БОГА? О чем говорит увеличившееся количество чудес и знамений в последнее время? Все ли чудеса от Бога? Всегда ли мироточение иконы – свидетельство чуда Божия? Всегда ли полезной бывает для человека встреча с чудом? Как отличить истинное чудо от ...