ЧАСТЬ 1
rozamunda — 11.01.2010 Значит, так. Начинаю выкладывать. Мне, конечно, очень важно понимать, кто вообще это читает, и читает ли. Может, сильно занудно. Или непонятно. Или еще как-нибудь. Очень важен какой-то диалог. Поэтому, если вы осилите буквы, черкните хоть два слова, чтобы я понимала, распинаться дальше, или нет))) Выкладывать буду частями, потому что многое буду дописывать по ходу. Я не буду у вас клянчить давать ссылки у себя в журнале, но, естественно, буду дико благодарна за любой пиар. Очень надеюсь с вашей помощью дописать все до более-менее цельной формы.Что это будет. Я буду довольно подробно идти от определения, собственно жанров и форматов к написанию самого сценария. Первая часть - про сериалы, вторая - про кино.
Все, что я собираюсь тут написать – основано исключительно на моем личном опыте. Я просто хочу рассказать, что я узнала за те десять лет, что я пытаюсь быть сценаристом. Десять лет назад у меня не было ничего, кроме невероятного желания зарабатывать на жизнь писательством.
Я отчаянно, по крупицам, искала информацию, как сделать писательство своим мастерством. Я прочитала книгу Митты «Кино между адом и раем», прочитала самиздатовского Червинского, но этого было мало. Мне было нужно, чтобы кто-то объяснил мне все популярно. Так, как когда-то мой папа объяснял моей маме, как пользоваться компьютером: вот я к нему подхожу, сажусь, включаю…. Для меня самое главное было – что дальше? Очень долгое время я бредила идеей познакомиться с «настоящим» писателем и просто посидеть рядом, посмотреть, как он работает. С чего начинает. Какими инструментами в своей работе пользуется. Как ловит вдохновение. Это уже потом я узнала, что на эти вопросы ответов просто не существует. Это у всех очень индивидуально. Но зато за эти годы я узнала очень многое. И хочу полученные знания изложить в письменном виде. Как подарок кому-то, кто хочет, но не знает, как начать. Как для самой себя, десять лет назад.
Почему я считаю, что мне есть что сказать? Потому что, в отличие от авторов других мастер-классов, я не училась во ВГИКЕ или на высших курсах сценаристов. Потому что я пришла в эту профессию почти случайно. Потому что все, чего я добилась в ней – я сделала сама, без посторонней помощи, знакомств и протекций. На практике постигая науку сценарного мастерства, работая и учась. И на основании этого я считаю, что мой опыт можно считать уникальным.
В 2001 году, проработав уже какое-то время на сериалах в качестве редактора, а затем диалогиста и сюжетчика, и страшно опасаясь разоблачения, я решила таки получить сценарное образование на факультете Допобразования во Вгике. В тот год шел набор на курс Бородянского. Я пришла на собеседование и задала Бородянскому только один вопрос: «как вы считаете, написание сценариев – это талант или ремесло?» Я заранее загадала – если ответит «талант», делать мне здесь нечего, потому что талант либо есть либо нет, если ответит «ремесло» - останусь, потому что к тому времени уже понимала подкоркой, что есть, должны быть какие-то приемы, законы, схемы, правила, которые помогут, подтолкнут, подскажут, направят. Мне хотелось овладеть ремеслом, получить в руки набор инструментов, чтобы поднять свою работу на профессиональный уровень. Бородянский ответил: «У меня сценарии пишут все». Так что, к Бородянскому я так и не поступила. Наверное, в моем случае это было правильным решением – мне всегда было легче учиться «на практике». С другой стороны, если сейчас задать мне тот же вопрос, ответить однозначно я на него не смогу. Талант играет ведущую роль в создании сценария, но даже таланту нужна опора на теорию – хотя бы и для того, чтобы вывернуть ее наизнанку, попрать существующие законы, и провозгласить новую. С другой стороны, сценарное мастерство не может быть ремесленничеством в чистом виде – необходимы гибкость ума, интуиция, способность комбинировать и идти на компромиссы – возможно, это и есть талант. Правильного ответа я не знаю. Поэтому я просто расскажу о том, что знаю сама.
ФОРМАТЫ И ЖАНРЫ
До недавнего времени некоторые форматы считались наиболее выигрышными с точки зрения каналов-заказчиков. Например, «мыло». «Мыло» позволяло однажды вложившись по-крупному долгое время собирать прибыль с каждой последующей серии. Но, все меняется, и после кризиса «мыло» стало непопулярным. Теперь никто не хочет рисковать большими, «длинными» деньгами. Каналы предпочитают короткие (на 4-24 эпизода) сериалы, которые способны относительно быстро отбиться в телевизионном прокате. Но сути дело, как ни удивительно, это не поменяло. «Мыльный» скелет подходит для любого, самого захватывающего сериала, взять к примеру хоть «Desperate Housewives» или «Californication», или даже моих любимых «Sopranos». Но, давайте по-порядку. Начнем с «Мыла».
«Мыло» рассчитано на довольно широкую аудиторию, включающую в себя основных «телевизионных потребителей» - женщин в возрасте от 35 до 65 (страшно подумать, что лет десять назад возрастная граница начиналась с цифры 25!). Мыло может быть «историческим» (с костюмами, декорациями и персоналиями другой эпохи), «современным» (действие происходит в наши дни, что подчеркивается участием героев в актуальных мероприятиях), «производственным» (история развивается внутри коллектива), «приключенческим» или «мистическим» (предполагает использование компьютерной графики, костюмов, трюков, и большего количества натурных съемок). Как правило, мылом принято называть сериал с линейной, или горизонтальной, структурой (серии перетекают одна в другую, каждая новая серия начинается ровно с того места, где закончилась предыдущая). Как уже было сказано выше, ошибочно считать мылом любой «длинный» сериал от 30 серий и больше. Длинна - не единственное его достоинство ?. Мыло обязательно содержит от трех до пяти сюжетных линий, нацеленных на удовлетворение более узких сегментов аудитории. Например: У старика-отца (зрители категории 50-65), который никак не может найти общего языка с сыном (зрительницы категории 20-55), есть молодая воспитанница (категория 20-35), которая не знает, что ее родная мать (категория 40+) живет в соседнем поместье. У молодой воспитанницы есть шкодливая служанка (категория 15-18), и т.п. Одна — две линии сериала обязательно связаны с любовной трагедией.
Одной из разновидностей мыла, которую иногда принято выносить в отдельный жанр, является «драмеди».
Считается, что «драмеди» – это такой коктейль из «драмы» и «комедии», который помогает удерживать у экранов не только женщин. Забивать себе голову этим термином нет никакой нужды. Это все та же мелодрама. А что касается юмора, то, на мой взгляд, это неотъемлемый, и даже обязательный компонент любого сериала, потому что нет ничего скучнее, чем сериал, который не вызывает и тени улыбки. В мыле даже существует особая категория персонажей, которые «отвечают за юмор». Это, как правило, смешной злодей, существующий наряду со злодеем не смешным, олицетворяющим мировое зло для главного героя/героини. И смешной положительный персонаж, который, находясь на втором плане, иногда может оттенить страдания героини/героя. Иногда, одна — две смешных реплики способны освежить любую самую тоскливую интригу.
Сюжет мыла может варьироваться от серии к серии, от эфирной недели к неделе, и, к сожалению, сделать все серии одинаково интересными и «ровными» просто невозможно. Но, к счастью, зрительский интерес вызывают, прежде всего, герои. Главная ваша задача, как автора мыла – убедиться, что перипетии, приключения, и секреты, связанные с героями, достаточно разнообразны и неожиданны. Но самое главное, вы должны выстроить такую систему персонажей, которая бы сама порождала конфликты, исходя из взаимодействия героев. Впрочем, об этом мы поговорим чуть позже.