чаша из черепа, робинзоны верхом на страусах и шарлатанский спиритизм

топ 100 блогов aeruphobia29.07.2023 четверка довольно старых фильмов - три из шестидесятых, а четвертый вообще из сороковых.
все, можно сказать, на любителя, и только самый старинный я настоятельно рекомендую всем подряд.


В субботу вечером, в воскресенье утром
Saturday Night and Sunday Morning
1960, режиссер Карел Рейш

чаша из черепа, робинзоны верхом на страусах и шарлатанский спиритизм

Артур (Альберт Финни) работает простым токарем, но для дамочек он не меньше как инженер. и дамочки клюют на его самоуверенность, цинизм и способность выходить сухим из воды. по вечерам он в пабе улыбается хорошеньким девушкам, а ночи после паба проводит с замужней любовницей.
но стоит появиться угрозе такому удобному распорядку, а к тому же дилемме - кого выбрать в этот довольно неловкий момент... вы думали, он растеряется? неет, он продолжит врать напропалую и улыбаться. даже крепко побитый, он все равно улыбается и вьет свои сети.

фильм по книге Алана Силлитоу, которым я зачитывалась в юном возрасте.
уже плохо помню, что я там вычитала, но не сомневаюсь, что дух произведения и стиль написания передан во всей красе.
это такая эпоха - принадлежность ленты к британской новой волне и мятежность молодого поколения, непричесанность сюжета и явное антигеройство непотопляемого Артура, - и вся эта бунтарская конструкция имела успех притом, что унылая жизнь в ней обретает остроту и долю позитива там, где его не ожидаешь.


Рукопись, найденная в Сарагосе
Rękopis znaleziony w Saragossie
1965, режиссер Войцех Хас

чаша из черепа, робинзоны верхом на страусах и шарлатанский спиритизм

приключения капитана Альфонса ван Вордена, случившиеся в Испании XVIII века, находят записанными наполеоновские солдаты уже в следующем веке.
это подробный рассказ, с рисунками, но реальность в нем перекликается с видениями, снами, мистическими событиями, а все истории то нанизываются на одну нить в причудливом порядке, то раскрываются и выглядывают друг из друга, как матрешки.

фильм трехчасовой, и в те годы режиссеры имели совесть разделить слишком длинное кино на пару серий, с перерывом для зрителя.
но - так задумано или так вышло - первая серия сильно отличается от второй не только сюжетно, но и жанрово.
если первая - это совершенно готическая, не очень четкая, но завораживающая история с восточным акцентом, в ней всякие страшненькие эпизоды с висельниками и призраками в духе Мериме и восточных славян, то вторая - это какая-то помесь Декамерона, 1001 ночи и прочих куртуазных рассказок с полуодетыми красотками, наивным мошенничеством, подставами и обольщениями. она-то и напичкана мелкими, на первый взгляд разрозненными сюжетиками, где уже другие герои, которые по цепочке все это друг другу рассказали.
и хочется уже бросить, ибо это не очень понятно, зачем, сами истории далеко не блещут оригинальностью или острым юмором, но визуал каким-то образом приковывает, и терпеливый зритель узнает, зачем все это было нужно. эта цель и оригинальна, и парадоксальна.

не могу сказать, что я восторге от фильма, для одного раза он скучноват, а на второй раз не всякий решится.
но у него есть и несомненные достоинства.
на роли обольстительных и лукавых красоток пригласили чуть ли не весь передовой женский состав польского кино.
в главной роли Збигнев Цыбульски - я не его фанатка, но он безусловно звезда.
визуально фильм решен достаточно оригинально для такого жанра. он черно-белый, и не мрачный, а довольно светлый, даже яркий, с живописными локациями и интересными декорациями. и очень ощущаешь его несовременность, это теперь подкупает.
релиз очень неплохого качества, дублирован явно еще в СССР, правда, местами довольно важные фразы вышли совершенно неразборчивыми, а излишне игривые интонации дамочек порой досаждают.
так что - не хочется ставить точку в смысле оценки, но и пересматривать если и буду, то не сейчас.
в любом случае ясно, что это не рядовой фильм. до литературного источника я пока не добралась, и теперь уже не очень хочется, ибо не уверена, что будет интересно. очень может быть, что фильм выжал из него все что можно, чтобы получилось максимально зрелищно и интригующе.


Швейцарская семья Робинзонов
Swiss Family Robinson
1960, режиссер Кен Эннакин

чаша из черепа, робинзоны верхом на страусах и шарлатанский спиритизм

корабль, на котором швейцарская семья удирает от Наполеона и мобилизации, терпит крушение в Индийском океане на пути в Австралию. как-то так вышло, что семейство пастора - муж, жена и трое сыновей - оказались одни. остальные куда-то делись, и когда все произошло, они обнаружили, что корабль разбит о скалу, на нем куча всякого имущества и множество домашних животных. кое-как соорудив плот, семья поплыла к видимой неподалеку суше. собаки поплыли следом, а за прочим скотом, фисгармонией и прочими полезными для выживания вещами пришлось вернуться.
идиллическое одомашнивание новой локации осложнили пираты, от которых удалось отделаться - но это был временный успех.

тем не менее этот тип робинзонады - пять звездочек, все включено в набор "выживание и экстрим": стройматериалы, фермерство, послушные дикие животные для приручения, прекрасная природа, немножко тигров и удавов для адреналина.
старшие братья с отцом строят многоуровневые хоромы на дереве, мама шьет кружевные шторы и платья, младший сынок добавляет в стадо слона, обезьяну, страуса. а потом, когда им наскучил покой, пришлось строить оборонительный комплекс и разрабатывать заградительные меры вплоть до уничтожения ожидаемого противника.

реалистичность фильма на уровне Айболита, а назидательность (впрочем, молились они нечасто, а обуздать некоторых из них не помогала никакая добродетель) обусловлена профессией автора адаптированной книги, священника Й.Д. Висса.
фильм взялась смотреть из интереса к робинзонадам, откопав его в фильмографии Джона Миллза, виртуозно сыгравшего юродивого в "Дочери Райана". к сожалению, робинзонада оказалась очень условной, а роль отца семейства абсолютно неинтересной.
пираты карнавальные, животные цирковые, дети неукротимые.
впрочем, если у вас есть приключенчески настроенные дети без склонности копировать дурное или рыдать над пиратскими трупами, им можно это показать - местами зажигательно, местами зубодробительно, а местами даже романтично.


Веселое привидение
Blithe Spirit
1945, режиссер Дэвид Лин

чаша из черепа, робинзоны верхом на страусах и шарлатанский спиритизм

писатель Чарльз Кондомин (Рекс Харрисон) со своей второй женой (первая умерла пять лет назад) ждут гостей - пару друзей и медиума мадам Аркати.
во-первых, спиритические сеансы в моде; во-вторых, Чарльзу нужна информация для книги. собравшиеся в ожидании старушки похихикивают, всем известно, что она шарлатанка и чудачка, ну ничего, зато повеселимся.
мадам оказалась еще и знатной комедианткой. она проделала несколько странных процедур, предупредила всех, как надо себя вести, и началось.
стол трясся и прыгал, и даже вроде кто-то отвечал на вопросы, но приличного сеанса как-то не случилось. сообщив, что она подозревает, что что-то произошло, медиум удаляется.
и вот оно это что-то - появляется умершая жена Чарльза, которую видит и слышит только он.
и разворачивается сначала сцена непоняток с теперешней женой, потом маячит диагноз "дорогой, у тебя что-то с головой", а потом операция по борьбе между двумя женами за внимание героя.

конечно, это оригинал свежего фильма "Бывшая с того света", и сравнения невольно напрашиваются.
фильм 1945 года поставлен по пьесе, соответственно в нем есть определенный минимализм - почти все события разворачиваются в доме Чарльза.
ремейк обширнее по локациям, в нем много новых эпизодов.
но, при всей моей и не только моей любви к Джуди Денч, Маргарет Рутерфорд бьет ее по всем позициям. иногда, правда, казалось, что это переодетый Стивен Фрай.
может, там нет какой-нибудь глубины (Денч печальнее), но Маргарет - совершенный комедийный талант. дубляж оставляет оригинальную дорожку в меру слышной, и все эти фразочки, всхлипы, вскрики, песенки нам предстают во всей красе - не говоря уже о ее гримасах, танцах, прыжках и падениях. вроде простая клоунада, традиционная - но как изящно и забавно все вышло! медиум оттеснила на задний план почти всех остальных персонажей, за ней идет мертвая жена (Кэй Хэммонд), и только потом все остальные.
хороший, весьма нескучный и вполне смешной фильм.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Как только диктатора и самодура отправляют в отставку, он в одночасье волшебным образом становится демократом. Яркий пример – интервью Лужкова Евгении Альбац в The New Times , которое, безусловно, является большой удачей и Жени, и журнала. Что мы там ...
Уже 303 года прошло, а шведы все ещё пытаются отомстить России за поражение в Полтавской битве. В 21-м веке злопамятные скандинавы сперва атаковали нашу страну икеевскими фрикадельками и мебелью из опилок, а теперь они ещё и вознамерились ...
От платформы Биберих, еще действующей, к заброшенному полустанку Дотцхейм. Мимо пивоварни из вчерашнего поста. Сомневалась, что вспомню, где это все - доковидный год кажется теперь другой эпохой. Но нашла на карте и речку и таверну "Мельница на тракте" и свой путь "по ...
Это цитата сообщения Emitsu Оригинальное сообщение Крис Ортега, родилась в испанском городе Valladlid считается художницей подрастающего поколения. Некоторые считают, что ее творчество в чем-то созвучно с работами Виктории Францес.. ...
Думаю, рассказывая о покушениях на Александра II, известные историки от приступов гомерического смеха вообще упадут под ...