Chapparal 2J

топ 100 блогов car_history — 12.09.2010  Принято считать, что машины Формулы 1 - вершина технического прогресса в автогонках. Однако если хорошенько покопаться в истории, можно найти иные факты. Один из самых ярких - машины американского гонщика и конструктора Джима Холла.

Chapparal 2J


Долговязый техасец в ковбойской шляпе появился на сцене Гран - при Формулы-1 в начале 60 -х. Закрепиться там ему не удалось, и, вернувшись домой, Холл (по специальности - инженер - механик) в небольшой мастерской стал строить гоночные автомобили Chapparal. Название (а в Техасе это обширные заросли кустарника) навевало несколько пасторальные картины - бескрайние равнины, ковбои, неспешно пасущиеся стада. Однако сами модели Chapparal очень скоро стали пользоваться в США, а затем и в Европе репутацией машин быстрых и передовых по конструкции. В 1966 году на Chapparal 2Е впервые в мире появилось расположенное высоко над кузовом антикрыло, угол наклона которого изменялся с места водителя. Только ч/з год, когда Chapparal 2F с таким же крылом выиграл этап чемпионата мира, спортивный свет спохватился и срочно стал применять новинку. В Ф1 регулируемые антикрылья на высоких стойках вызвали целый шквал аварий, протестов, недоразумений, и в конце концов FISA их запретила.
Главная задача антикрыла - увеличить сцепление ведущих колес с дорогой. А нельзя ли для этой цели использовать еще какую - либо силу?
Chapparal 2J, предназначенный для американской серии гонок «CanAm», появился в 1970 году.

Chapparal 2J

Расположенный перед задними колесами 8-цилиндровый, V-образный двигатель Chevrolet смотрелся не слишком современно: 7620 куб.см., 650 л.с. при 7000 об/мин. и штанговый привод клапанов с распредвалом, расположенным между блоками цилиндров. Только система смазки с сухим масляным картером и система непосредственного впрыска топлива Lucas несколько омолаживали этот громадный агрегат.

Chapparal 2J

Не менее неожиданно выглядела на гоночном автомобиле трехступенчатая АКПП с гидротрансформатором - плод совместной работы специалистов General Motors и Chapparal. Эта коробка использовалась Холлом несколько лет и показала себя очень неплохо. Но главная изюминка автомобиля скрывалась под стеклопластиковыми панелями алюминиевого несущего кузова. В задней части машины располагались два мощных 16-лопастных вентилятора, приводимых отдельным 2-цилиндровым, 2-тактным двигателем «Rockwell»обьемом 800 куб.см. и мощностью 70 л.с. Мотор этот располагался над коробкой передач. Низ кузова по периметру был окружен «юбкой» из пластика, соединенной с независимой подвеской колес и почти касающейся поверхности дороги. Таким образом, под кузовом возникало замкнутое пространство, из которого вентиляторы непрерывно высасывали воздух. А атмосферное давление прижимало машину к дороге. «Автомобиль держался на трассе, будто на присосках» - говорили те, кто управлял им. С базой 2412 мм и колеей 1524 (спереди) и 1396 (сзади) Chapparal 2J весил всего 820 кг и развивал скорость свыше 300 км/ч. Вентиляторы создавали прижимающую силу еще в 400-500 кгс, и машина могла проходить повороты со скоростью на 15 % большей, нежели конкуренты. К тому же заметно сокращался тормозной путь.

Chapparal 2J

Однако все это не помогло, побед Chapparal 2J так и не добился, хотя и установил на нескольких трассах рекорд круга. Над машиной смеялись и обзывали «пылесосом». Гонщикам, которым выпадало ехать сзади холловского детища, жаловались на град мелких камешков и пыли из вентиляторов. И скоро Джиму пришлось поставить на нем крест.
Казалось, этот автомобиль останется курьезом в истории автоспорта. Но в 1978 году Ники Лауда выиграл на «Brabham - BT 46», снабженного вентилятором, Гран-при Швеции. «Пылесос» тут же запретила FISA, но уже появился знаменитый «автомобиль-крыло» Колина Чепмэна. В нем был сохранен принцип так называемого граунд - эффекта, только запрещенный вентилятор заменили аэродинамические профили.
Когда в 1978 году «Лотус-79» триумфально мчался по трассам Гран-при, никто уже не вспоминал о смешном «гоночном пылесосе» Холла.

Chapparal 2J

Оставить комментарий

Artyom Rudnichenko 17.11.2014 18:01
шо за хуйня?
Архив записей в блогах:
РИА вывесила фотку Сочинский парк Ривьера,попугай-АРА. ...
  Р.К.: Что же вы, товарищ Гуллит, Всех нас «в наглую» надули? Вместо тренерской работы Показали с маслом дулю!   Были мы полны амбиций, А теперь на дне таблицы – Мне в кошмаре самом страшном Не могло сие ...
А что-то у нас ни одной нормальной фотографии кафе «Лира» нет. Так, чтобы знаменитый газосветный брандмауэр в кадр попал. Надо срочно исправить эту несправедливость. Фото: М.Н. Степанов, 1974 г. Этот снимок, конечно мутноват, но зато здесь хорошо видно все окружение, средову ...
В последнее время Москва в буквальном смысле превратилась в столицу нетрадиционного искусства и если совсем недавно к нам привозили работы "идейного вдохновителя всех педофилов Джока Стёрджеса" (С) , то сегодня свои работы демонстрирует уже отечественный автор. Любителям ...
По решению суда штата Нью Йорк, Трамп обязан внести bond в размере 454 миллионов долларов. Трамп говорит, что столько у него нет и предлагает сто миллионов... Что ответит судья? Как вариант: ...