(Ч268) Взгляд на мир определяет встраивание человека в жизненные сюжеты


К вопросу о выборе судьбы.
Если взяться детально рассматривать чьи-то биографии, то в итоге трудно увернуться от того, что коллега Мараховский зовёт "принципом сюжетности".
Ведь если, например, упомянутый здесь лишь вчера потомственный уголовник Миша Шамонин выбрал для своей жизни сюжет, описываемый старинной одесской песней "На Дерибасовской открылася пивная, там собиралася компания блатная" (этот же сюжет ещё короче изложен в формуле из "Джентльменов удачи": "украл - выпил - в тюрьму") - то какой у оного сюжета мог быть конец в реалиях первой половины XX века, помимо скорой расстрельной стенки?
Любой сюжет, вращающийся вокруг пороков, не может иметь нормального сценария и не обрываться трагично by design, по базовым настройкам. А выбирают подобные сюжеты - те, о ком упомянутый коллега в июле написал (и я совершенно с ним согласен):
Люди бывают плохие и хорошие, <...> добрые и злобные, либеральные и консервативные.
Но эти различия ничтожны перед главным:
- Инфантильные или взрослые?
Потому что взрослые умеют разговаривать, слушать, принимать аргументы, возражать, сомневаться и, главное, имеют силы жить сомневаясь.
А инфантилу жить сомневаясь невыносимо, он не вывозит. И поэтому он обязательно должен ВЕРИТЬ кому-нибудь безоговорочно и так же безоговорочно если что хватать себя за уши и голосить "лалала я вас не слушаю городите ерунду".
Эти - безнадёжны.
Инфантил-уголовник ВЕРИТ, что не он такой, а "жизнь такая". И, казалось бы, гляда на биографию упомянутого выше Шамонина, с этим нельзя не согласиться. Типа, ну а кто ещё мог получиться из него, кроме уголовника, при такой-то мамаше? Однако если взять другой пример - оболганного русофобами Павлика Морозова, чей папахен и дед были эталонными рагулями, а сын и внук становиться таким же не захотел, за что и был ими убит - то становится видно, что происхождение не является биографическим приговором. Ключевое - не происхождение, а выбор сюжета, то есть - одного из сценариев разнообразных судеб, происходивших ранее в истории человеческих сообществ, и имеющих определённые кармические закономерности.
Причинно-следственные цепочки - уже выстроены, и выбирая какой-то сюжет, человек (обычно ни на секунду не задумываясь об этом) вливается в структуру этих цепочек. Да, личные детали будут отличаться, но канва сюжета - всё равно останется базовой.
Но есть и хорошая новость. Она заключается в том, что перейти из сюжета в сюжет можно в любой момент, когда перед человеком встаёт необходимость выбора между инфантилизмом и взрослостью.
Каковой теме и посвящён свежий пост о практическом человекостроении.