Цей-Лоамский перевал. Пожалуй самый живописный в Ингушетии
ayrat72 — 02.12.2025

Дорога по заповеднику Эрзи (Джейрахский район республики Ингушетия) проходит в сопровождении чарующих видов. Ну а пик природной красоты, как мне кажется, находится на Цей-Лоамском перевале. В районе села Гули отчетливо ощущается, что дорога идет вверх, это и есть
начало перевала.
2. Гули село немаленькое, с растущим населением, если верить
Википедии, численность подбирается к пятой сотне. На снимке
небольшой кусок вдоль автотрассы.

3. В Гули интересная по архитектуре новодельная мечеть. И, если
минарет в стиле "вов" (боевых башен) определяется с первого же
взгляда, то схожесть самого здания с полубоевыми башнями можно
заметить лишь при внимательном рассмотрении. А еще макет башни
имеется во дворе, в углу на входе.

4. На перевал я поднялся из Джейрахского ущелья, где ранним утром
изучал башенный комплекс Эрзи. Еду строго на восток,
навстречу солнцу, снимки на остановках делаю в обратном
направлении, т.е. назад по ходу движения.

5. А не останавливаться просто невозможно.

6. Картинки мало того, что красивые, так еще и меняются после
каждого витка серпантина. На перевале самая большая концентрация
серпантинов, благо асфальт очень приличного качества. И такой он
будет ровно до конца перевала. Коровы здесь самостоятельные, на
вольном выпасе.

7. А вот многочисленная отара овец под присмотром чабана. Хорошо,
что стадо не стало переходить дорогу передо мной. Я уже проезжал
через стадо поменьше и это было на равнине. Мне там, кстати, даже
не пришлось останавливаться полностью, я полз с самой минимальной
скоростью. Барашки лениво расходились перед самым носом, а
освобождать проезжую часть полностью явно не входило в их
планы.

Стою на обочине, фотографирую овец. Седой чабан, сидящий
неподалеку, бросил взгляд на меня и на машину, мы поздоровались, он
перевел взгляд вдаль и стал "медитировать" дальше. Уже не глядя на
меня он спросил, откуда я?
Почему-то в этот момент я вспомнил, как буквально несколько дней
назад, после Уральских гор, со мной на парковке вступил в разговор
паренек из Челябинска. Он радостно называл меня "Зёма", а мне так
не хотелось его разочаровывать, но пришлось сказать, что у меня
только номера челябинские, а сам-то я из Тюмени.
Но здесь-то, в горах Ингушетии, седой чабан, созерцает красоту и
дышит горным воздухом... Ну какое ему дело до моих номеров? Поэтому
уверенно говорю:
- Из Тюмени.
- Аа, а номера челябинские, - продолжает он тут же.
В общем, почему-то мне пришлось ему объяснять. Сам он при этом
оставался мудрым и молчаливым. Такие вот дела :)
8. Даже одна из овец перестала жевать и стала прислушиваться к
разговору. И взгляд у нее тоже, если и не мудрый, то, как минимум,
обдумывающий мысль :)

9. А у лошадок свободы еще больше, чем у коров.

10. Памятник пограничникам. Увы, трагедии случались и в Ингушетии,
хоть и обошла война республику стороной.

11. Я на самой вершине перевала. Когда-то здесь была оформлена лишь
смотровая площадка, а теперь целый комплекс, включающий кафе,
молельные комнаты и много чего еще. Я даже до конца не понял, что
это. В воскресное утро все было еще закрыто.

12. Смотровая тоже осталась. И виды с нее действительно
великолепные!

13.

14. Горы, что за облаками, со снежными шапками. Приблизим их
телевиком. Они выше того уровня, с которого я снимаю. За ними уже
другая страна, Грузия.

15.

16. Как оказалось, не сделал снимок общего плана горы Цей-Лоам.
Только отдельными фрагментами.

Название горы переводится как "Трон повелителя". Место это
фигурирует во многих преданиях и легендах. В языческие времена
ингуши проводили на горе ритуалы. Считалось, что именно здесь
Олимп, где живут боги. Старших богов, насколько я понял, трое.
Гела, бог солнца, Села, бог грозы, и, как мне показалось, самый
старший бог - Дела, бог земли и главный творец всего на Земле.
17. Казалось бы, видел уже горы в Дагестане, в Осетии, в
Кабардино-Балкарии, впечатлений хватает, но нет,

18. эти, в Ингушетии, впечатляют по-другому.

19.

20. Если вы думаете, что сегодня исключительно о природе и я вам не
покажу ни одну башню, то вы ошибаетесь.

21. Нельзя обойтись совсем без башен, говоря об Ингушетии. Ах, как
свет удачно падает!

22. Дорога давно пошла вниз, перевал заканчивается, мы спускаемся в
Таргимское ущелье. Впереди еще много интересного, фотоматериал
имеется.

23. Боевая башня Баркинхой.

24. Знак на башне, напоминающий крест на галгофе (в средневековом
христианстве крест примерно так и выглядел), на самом деле не имеет
отношения к христианской эпохе региона. Знак языческий и, вероятно,
это одновременно символ человека и весов. Равновесие, все
взвешенно, по вайнахскому кодексу чести Эздел (у чеченцев -
Нохчалла). Кодекс Эздел прежде всего составляют понятия:
добросоветность, добропорядочность, достоинство, добродеятель,
ответственность.

А мы с вами едем дальше. Впереди башенные комплексы Эгикхал,
Пялинг, Ний, Вовнушки и кое-что по пути.
Ваши лайки и комментарии лучшая поддержка для меня. Также у
меня есть телеграм-канал, там всё оперативно и
лаконично. Кроме того пишу на канале в Дзен. А еще со мной можно
подружиться в ВКонтакте.
|
|
</> |
Основы мастерства речи для деловых и творческих людей
16 декабря ● Этот день должен быть днем памяти людей, погибших от
Испания. Segovia
В США мать забила до смерти трехлетнего сына ради нового ребенка
Монета Кубы 1 песо 1898 продана за 30000 долларов
Два мира два шапиро
Кто бы объяснил?
Не хотят строить свои церкви — будут строить чужие
Фраппирован

