ЦЕРКВИ И МЕЧЕТИ.
juga1 — 02.06.2024Занятно сегодня получилось..) По своим делам я оказался около
трёх церквей, расположенных примерно в одном районе Стамбула. Да и
практически, они даже в прямой видимости друг относительно друга. И
лишь только одну из них я искал намеренно. А именно, церковь
Святого Фёдора. Тут в Сети мнения не сходятся. Либо Фёдор, либо
Феодор, либо и вовсе - Фёодора. Не суть. Сооружения (все три)
древнейшие. Я говорю об упомянутой уже церкви, а так же о Зейрек и
о Календерхане. Всё три наипреинтереснейшие. И из всех трёх давным
давно сделаны мечети. Это, как повелось уже. С одной стороны мне
крайне чужды такие превращения - это как пользоваться чужой зубной
щёткой. Это ведь НЕ ВАШЕ культовое сооружение. Там же дух
изначально не ваш, не мусульманский. Неужели вам самим это так не
видится? Мне неизвестны случаи "наоборот" - когда христиане
забирали себе культовые сооружния мусульман. А если таковые и
имеются, то мне это точно так же непонятно. С другой стороны - все
такие сооружения получили вторую жизнь. И не в последнюю очередь
поэтому они до нас и дожили. Во многих даже сохранились фрески и
мозаики. Церковь Святого Фёдора мне очень понравилась. Даже
несмотря на то, что внутрь попасть не удалось. Я уже привык к тому,
что церкви в городе все принципиально уклоняютя от песещений)))). В
любую мечеть вы войти можете, но вот в церковь.. Ни-ни) Это только
если повезёт. Иногда мне везло:) А тут вообще странно. Вроде она не
церковь, а мечеть но тоже закрыта. Но какое же красивое сооружение!
Кирпичики! Как же красиво они смотрятся. Даже минарет по оттенку
кирпича в точности соответствует всему остальному сооружению. Я
сделал несколько фото с разных сторон. И так понял, что доступно
для фото оно было не всегда - забор, реставрация и всё такое. Да и
находится там, куда дойдёт только ненормальный вроде меня) Ибо там
уже трущёбы. Но кто же тебя остановит, когда ИНТЕРЕСНО! :) Чтобы
сделать фото интерьера, мне пришлось по максимуму просунуть руку в
окно, за решётку и извернуть её ещё) ) Получилось. И интерьер - это
громко сказано) Нет там его. Всё самое красивое снаружи. А потом я
дошёл до Зейрек. Он же монастырь Пантократора. То есть, конечно же
теперь это мечеть Молла Зейрек. Фантастическое по красоте
сооружение. Песня в камне (в кирпичиках - тоже). Сколько витиеватых
линий, сколько решений, радующих глаз. Сколько гармонии. Деталей
много, но! Тебя ничего не раздражает при охвате мысленно всего
здания в целом. Всё красиво и всё на своём месте. И тут подмечаешь
очень интересную деталь. В кладке кирпича Феодора и в кладке Зейрек
я замечаю интересную особенность. ОДИНАКОВЫЙ узор кладки. Вверху, в
углублениях арок. И тут закрадывается мысль, что делать это мог
ОДИН мастер. Вики допускает одинаковые годы постройки и того и
другого сооружения. Находятся они в одном районе, в прямой
видимости, по прямой между ними менее километра. И нельзя отрицать,
что мастер(а) после работы на одном объекте, переходили на другой).
А может они знали друг друга) ужинали и выпивали вместе. Я конечно
понимаю, что эта особенность кладки вообще характерна для того
времени в византийской архитектуре. Но ведь моя версия не лишена
смысла и она вполне могла быть в реальности). А теперь про
Календерхане. За все 10 лет я десятки раз проходил мимо и внутрь не
попадал. Мне она очень нравится своей внешней мрачностью и
загадочностью. Особенно, когда она ЗАКРЫТА. А ещё в тёмное время
суток. Очень прямо в себе такая. И вот сегодня смотрю - открыто.
Захожу. И.. ничего интересного. Прямо диссонанс. Ни фресок, ни
мозаики. Но есть всё же одна особенность. Она невероятно и
неожиданно светлая внутри. Очень светлая. Несколько рядов окон по
вертикали делают своё дело. И то, какая она снаружи и то, какая
внутри - это два разных настроения. Мне больше нравится снаружи.
Загадочная, нелюдимая, молчаливая. А сколько интересных деталей
отделки!
Теперь, немного фото всех трёх церквей (мечетей).
|
</> |