Так была уничтожена славянская культура, в наследство от
которой нам остались только былины и сказания.
Как отмечает Е. Ф. Грекулов в своей книге «Православная
инквизиция в России»: «Церковь в союзе с
самодержавием была гонительницей просвещения народа и насаждала
невежество и мракобесие. Просвещение использовалось для оправдания
крепостнических порядков и эксплуатации народа. Правительство и
церковь старались помешать распространению грамотности, воспитать
народ в духе преданности самодержавию и религии, увести его от
революционной борьбы. Православная церковь признавала только такое
просвещение, которое было основано на религии. Просвещение же, не
освященное благодатным влиянием религии, говорили ее представители,
скорее пагубно, чем полезно. Относясь враждебно к просвещению
народа и развитию отечественной науки, церковь часто была
инициатором травли наиболее талантливых ученых и прогрессивных
учителей. Она тормозила развитие просвещения и науки, добивалась
уничтожения книг передовых ученых». (4)
Борьба церкви с наукой
Но главным своим врагом церковь считала науку, которая, по
мнению священников, приводила к росту неверия. Вышедшая в 1740
году, по рекомендации М.В.Ломоносова, книга Фонтенеля «Разговор о
множестве миров» была признана Священным Синодом как «противная
вере», изъята и уничтожена.
Та же участь постигла астрономический календарь,
изданный Академией наук в 1743 году, поскольку в нем
просматривались «зловредные идеи Коперника». Некоторые книги ученые
монахи пытались переделывать на свой лад. Например, поэму
Александра Поупа «Опыт о человеке», в которой автор выступал против
средневековых взглядов о строении Вселенной, взялся «исправлять»
московский митрополит Амвросий, где и заменил часть стихов автора
своими стихами. Только после этого книга была допущена к
печати.
Особое опасение членов Синода вызывала научная деятельность
М.В. Ломоносова, которую они пытались приостановить в 1757 году, а
все труды придать сожжению. Это требование Синода не было
выполнено, однако священству удалось закрыть журнал, организованный
Ломоносовым, в котором печатались статьи по астрономии.
М.В. Ломоносов открыто выступал против церкви, считая ее
деятельность вредной для государства и народа российского. Свои
взгляды он обосновал в письме графу И.И. Шувалову в 1761 году "О
сохранении и размножении российского народа", в котором он
предлагал запретить неравные и насильные браки, а также пострижения
в монахи мужчин до 50 лет, а женщин до 45 лет, считая, что все это
ведет к снижению рождаемости.
«Вошло в обычай, что натуре человеческой противно
(противно ли законам, на соборах положенным, не помню), что вдовых
молодых попов и дьяконов в чернцы насильно постригают, чем к греху,
а не ко спасению дается повод и приращению народа немалая отрасль
пресекается. Смешная неосторожность! Не позволяется
священнодействовать, женясь вторым браком законно, честно и
благословенно, а в чернечестве блуднику, прелюбодею или еще и
мужеложцу литургию служить и всякие тайны совершать дается
воля».
Он открыто осуждал попов, которые крестили младенцев студеной
водой со льдом, считая, что это наносит вред здоровью детей. Не
меньшим вредом он считал разгулы и пьянство, в которые впадал народ
после долгого воздержания во время постов.
«Попы, не токмо деревенские, но и городские, крестят
младенцев зимою в воде самой холодной, иногда и со льдом, указывая
на предписание в требнике, чтобы вода была натуральная без
примешения, и вменяют теплоту за примешанную материю, а не думают
того, что летом сами же крестят теплою водою, по их мнению,
смешанною». (5)
Благодаря своему огромному авторитету в обществе, Михаил
Васильевич избежал открытых гонений со стороны церкви.
Русское духовенство критиковало гелиоцентрическую систему
вплоть до начала ХХ века. В 1914 году была напечатана книга
священника Иова Немцева «Круг земли неподвижен, а солнце ходит», в
которой автор опровергал систему Коперника цитатами из Священного
Писания и творений отцов Церкви.
Но не только астрономия подвергалась критике со стороны
священства, а и всякая наука вообще. Зачем рабам божьим знания? Они
должны знать только то, что для них напишут отцы Церкви.
В учебниках по истории мы читаем, что культура пришла на Русь
благодаря христианству, а до этого жили дикие племена славян. То
есть, история Руси начинается с христианства. И чтобы это
соответствовало действительности, была уничтожена вся древняя
славянская культура – язык, письменность, памятники, календарь,
культура, религия.
И хотя датой крещения Руси принято считать 988 год, на самом
деле этот процесс растянулся вплоть до 16 века. Древние славянские
праздники до сих пор живут в народе, а христианские, хоть и
наложились на них календарно, отмечаются узким кругом
верующих.
В XI– XII веках на Руси было построено множество монастырей,
которые взяли под свой контроль все направления культурной жизни. В
монастырях писали летописи, чтобы увековечить историю; открывали
школы, где учили церковной грамоте и «Закону Божьему», иконописные
и художественные мастерские по внутренней отделке
храмов.
Монахи стали историками, учителями, врачами, художниками.
Уместно упомянуть, что первые тюрьмы с пыточными камерами появились
именно в монастырях. Отошедших от веры сажали в земляные ямы,
обрекая на медленную смерть.
Теологическое направление в русской культуре господствовало
вплоть до XVII века. Развитие науки было встречено церковью
враждебно и расценивалось как «бесовство».
Появившееся учение Чарльза Дарвина было объявлено
«богохульным», его труды преследовались и уничтожались. Не избежал
нападок и выдающийся русский физиолог И.М. Сеченов. В 1866 году на
его книгу «Рефлексы головного мозга», в которой разоблачались
религиозные представления о человеке и его душе, был наложен
арест.
Петербургский митрополит Исидор просил Синод сослать
Сеченова «для смирения и исправления»
в Соловецкий монастырь «за предерзостное
душепагубное и вредоносное учение». Автора книги
зачислили в число «неблагонадежных» и запретили ему читать лекции
для народа.
Однако, создатели религии не учли того, что с развитием науки
произойдет отделение разума от веры, люди перестанут считать себя
рабами, ощутив ценность человеческого бытия.
Наука была главным врагом церкви долгие десятилетия, а её
стремительное развитие в XVI- XVII веках привело к созданию
гелиоцентрической системы мира, как целостного научного
мировоззрения, подкрепленного серьезными
доказательствами.
Список литературы
1. (Лаврентьевская Летопись. ПСРЛ, т.1, в.1, Л., 1962
г.).
2. Никоновская Летопись т.10, Спб. 1862 г.).
3. Гребенников В. Русская балалайка
4. Грекулов Е. Ф. Глава VIII. Гонения напросвещение и науку /
Православная инквизиция в России. — Академия наук СССР.
Научно-популярнаясерия. - М.: Наука, 1964.
5. М. В. Ломоносов «Избранные философские произведения»
//Госполитиздат, Москва, 1950 г. с.598-614.