Церковь в Дятлицах и ее повторения
architectstyle — 07.12.2022
Во втором эпизоде нашего сериала «Клоны» мы на время покинем тверскую землю и перенесемся в Ленинградскую область, в глубинку Ломоносовского района. Здесь в селе Дятлицы, принадлежавшем в то время, как и соседние Гостилицы, К.Г.Разумовскому, во второй половине 18 века была построена Покровская церковь – памятник неординарный и остающийся во многом загадочным.
В чем же загадка Дятлиц? Для понимания проблемы обратимся к статье С.Б.Юрченко «Об атрибуции Воскресенской церкви в Батурине», опубликованной в 58 выпуске «Архитектурного наследства». Исследователь считает возможным приписать построенную по заказу К.Г.Разумовского батуринскую церковь – а также, соответственно, три ее более поздние копии в окрестностях Батурина – архитектору Адаму Менеласу. Суммировать его аргументы можно так:
- церковь в Батурине (1799-1803) напоминает некоторыми чертами знаменитые храмы «греческого проекта» 1780-х годов: Софийский собор в Софии рядом с Царским Селом (арх. Камерон, Старов) и собор св. Иосифа в Могилеве (арх. Львов);
- Менелас был длительное время сотрудником Львова, осуществлявшим, в том числе, надзор за возведением Иосифовского собора, так что подобная архитектура была шотландскому мастеру хорошо знакома;
- с Камероном, своим соотечественником, Менелас тоже успел поработать в 1784-85 годах;
- Менелас много строил для Разумовских: усадьбу на Гороховом Поле в Москве, усадьбы в Горенках, Яготине и др.
Теперь перечислим сходные черты Воскресенской церкви в Батурине с соборами Камерона и Львова:
- четырехколонные дорические портики как в Софии, причем колонны первоначально не имели баз;
- барабан с круглыми окнами как в Иосифовского соборе;
- с запада в прямоугольный абрис плана вписана экседра, а в получившихся по сторонам от экседры «избыточных» пространствах размещены круглые в плане помещения (лестница и кладовка), что напоминает аналогичный прием в западной части Иосифовского собора (там две лестницы);
- большинство окон нижнего света – прямоугольные, вписанные в плоские арочные ниши, как в Софии (на мой взгляд, совсем малозначительная деталь, сходство здесь минимально, и я не буду останавливаться на этом в дальнейшем).
На основании всего этого Юрченко и делает вывод, что Воскресенскую церковь проектировал и строил в 1799—1803 годах Менелас. Что же касается повторений Воскресенской церкви, то Юрченко относит к ним церкви в Новом Быкове (1801-04), Кочергах (1807) и Качановке (1817-28).
Но как это связано с Дятлицами? Самым непосредственным образом: пусть в статье Юрченко Покровская церковь в Дятлицах даже не упоминается, именно она с большой долей вероятности является первым, задолго до 1799 года, воплощением этого проекта!
В краеведческой литературе в качестве года постройки мелькает то 1771, то 1781. Но не будем основываться на этих числах, которые вполне могут быть сомнительными, а для подтверждения их потребовалась бы кропотливая работа в архивах. Важнее другой тезис: как мне представляется, церковь в Дятлицах стилистически принадлежит эпохе 1770-х годов, и все ее особенности могут быть объяснены без обращения к храмам «греческого проекта» - за одним возможным исключением, о котором в самом конце.

Во-первых, обратим внимание, что дятлицкая церковь выглядит более архитектурно разработанной, чем ее клон в Батурине, в том числе и за счет обилия ленточного «французского» руста. Руст очень красиво сочетается со скругленными углами и деликатными раскреповками, например, в месте соединения портиков с четвериком, и все это по-барочному крайне далеко от строгого классицизма Софийского или Иосифовского соборов. Скорее, здесь появляются ассоциации с обработкой углов Новой Голландии, хотя, конечно, масштаб совсем другой.
Круглые окна в барабане встречались задолго до греческого проекта, причем не только в храмах (например, церковь в Никольском-Гагарине, И.Е.Старов, 1770-е годы), но и в парковых павильонах (Нижняя ванна в Царском Селе, И.В.Неелов).
Но зачем далеко отправляться за примерами, когда буквально в нескольких километрах от Дятлиц, в Гостилицах, для того же Кирилла Разумовского еще в 1750-х годах была построена Троицкая церковь, определенно предвещающая Дятлицы и круглыми окнами барабана, и мягкими закруглениями и раскреповками стен.
Вполне в духе раннего классицизма смотрится и сочетание арочных окон первого света с круглыми второго. В 1760-х годах так был построен дворец К. Разумовского на Мойке с еще по-старомодному пышным декором, то же мы видим в Анненкирхе (Ю.М.Фельтен, 1775-79) и снова в парковых павильонах (Верхняя ванна в Царском Селе, И.В.Неелов, 1777-79, Белый павильон в Тайцах, И.Е.Старов, 1770-е). Кстати, именно Старов не откажется от подобного сочетания и позднее, например, в Большом зале Таврического дворца, тогда как на Камерона и Львова это не похоже (скажем, в церкви в Валдае такие окна появились вопреки львовскому проекту).
Экседра, не выраженная снаружи, встречается в 1770-х годах у Старова - как в грандиозном Троицком соборе Александро-Невской лавры, так и все в той же замечательной церкви Никольского-Гагарина. У этой последней мы видим и четырехколонный дорический портик зрелых и выразительных пропорций.
В итоге и выходит, что искушенный в отечественном зодчестве путник, нечаянно забредший в Дятлицы, сразу предложит датировку церкви примерно второй половиной 1770-х годов, т.е. среди памятников, скажем так, «позднего раннего» классицизма. Во всяком случае, ассоциаций с Камероном, Львовым и Менеласом у него явно не возникнет.
Но что же это за деталь, которая заставляет в итоге усомниться, пусть и лишь отчасти, в этом выводе? Дело в том, что сейчас у колонн портиков действительно не видно баз, и это при отсутствии других заметных «неогреческих» черт, даже при отсутствии триглифов!

Возможно, базы утрачены в результате какого-либо ремонта или же не были сделаны из-за нерадивости строителей. Но если это сознательное решение архитектора, то оно просто-таки невероятно смело и странно для 1770-х годов; отметим еще, что баз нет и у клонов в Кочергах, и, вероятно, в Новом Быкове, что делает ситуацию еще более запутанной и загадочной.
Так или иначе, полузабытый провинциальный храм в Дятлицах нуждается в тщательном изучении для уточнения датировки и возможного установления авторства, и кто знает, не займет ли он по итогам почетного места в учебниках русской архитектуры как еще один шедевр Старова, Валлен-Деламота или Кокоринова.
|
|
</> |
Apple Watch SE: оптимальный выбор умных часов для здоровья и повседневной жизни
Романовы ездят по Европам
Гвардии младший сержант Александр Злодеев
Латынина*: деколонизировать надо не Россию, а Украину и саму Европу...
Белый Дом
Natural
Фото дня
Торжественный банкет в Пекине в честь государственного визита королевской четы
«Интересно, что будет к пробегу в 100 тысяч км?» Отзывы водителей GAC GS8

