Церковь Спаса Преображения в селе Большие Вязёмы
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 05.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 05.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-58a4e2.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2789843/2789843_1000.jpg)
Всего 51 фото
Усадьба (Большие) Вязёмы - историко-архитектурный ансамбль XVI-XIX веков, бывшая царская, боярская и княжеская резиденция. Усадьба расположена в посёлке Большие Вязёмы на берегу реки Вязёмки в Одинцовском районе Московской области, в 30 км от МКАД. Усадьба входит в комплекс Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина. Об усадьбе уже есть опубликованный материал, а вот насчет Преображенской церкви просто необходимо было также выложить отдельный пост, что сейчас мы и делаем.
Впервые название Вязёмы встречается в документах XVI века. При Иване Грозном Вязёмы были последней станцией перед Москвой по Большой Смоленской дороге. Тогда село называлось Никольское-Вязёмы - видимо, в связи с некогда существовавшей здесь деревянной церковью. В конце 1584 года село было подарено царём Фёдором I Иоанновичем своему шурину Борису Годунову, который немедленно затеял здесь большое строительство.
Мы с тщанием осмотрим Преображенскую церковь и погрузимся в ее богатую историю. Будет много фото.
Семиглавый, четырёх престольный, двухэтажный храм был воздвигнут в старинном селе Никольское-Вязёмы царём Борисом Годуновым в конце XVI века: вероятно с 1584 по 1600 годы. Храм вырос напротив Царского деревянного дворца. Богатое царское село, расположенное на дороге, ведущей из западных пределов государства в Москву, имело торжок, каменную плотину. В селе существовала в то время деревянная Никольская церковь, а также небольшой монастырь, посвящённый святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. Возведённый белокаменный храм посвятили Живоначальной Троице.
02.
![1880-1890 гг. 1880-1890 гг.](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-1fcd26.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/3011488/3011488_800.jpg)
Преображенская церковь. 1880-1890 гг.
В начале XVII века, а именно в 1606 году, по пути в Москву, в храме в Никольском-Вязёмах молилась невеста Лжедмитрия I-го Марина Мнишек. Путешественница в своих дорожных записях отметила, что церковь воистину царская, красиво украшенная. Бывал здесь и сам Самозванец: однажды он печально прославился в селе, устроив в нём, неподалёку от церкви, зимний (на Масленицу) потешный бой с нешуточными обидами русским боярам – в снежки, летевшие в русских, немецкие и польские наёмные воины вкладывали камешки, песок и даже свинцовые пули, и в результате такого мошенничества оказалось немало пострадавших.
03.
![1898 год 1898 год](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-5e730c.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/3011638/3011638_original.jpg)
1898 год. Хорошо видно прежнее остекление храмовой галереи.
В смутное время (начавшееся после 1605 года и длившееся, приблизительно, до1620-го) храм подвергался разорению и поруганию. Он был разграблен, стены его по росписям исчерканы так называемыми граффити, то есть именами поляков, датами их «посещения» святыни и, в некоторых случаях, указаниями на то, чем они в храме занимались.
04.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 116.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 116.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-82f043.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2818079/2818079_1000.jpg)
Быть может, зимой 1618-1619 годов в селе можно было видеть встречу Патриарха Филарета, отца царя Михаила Фёдоровича Романова, московским духовенством и боярами, которая произошла, согласно рисунку в летописи, на мосту через речку Вязёмку. Патриарх возвращался в столицу из польского плена. По другой версии, рисунок говорит о встрече на мосту через Москву-реку в районе Николиной горы.
05.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 06.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 06.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-163d20.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2789981/2789981_1000.jpg)
Отец Петра Великого, царь Алексей Михайлович, часто проезжал через своё дворцовое имение Никольское-Вязёмы, следуя в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигород. Он любил вязёмскую церковь и вносил в неё щедрые дары.
06.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 108.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 108.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-9d0bcf.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2816211/2816211_1000.jpg)
Преображенский храм - вид с южной стороны
Его сын, Пётр, отписал Никольское-Вязёмы своему воспитателю князю Борису Алексеевичу Голицыну, который не замедлил переименовать Троицкую церковь в Преображенскую. Поступок дерзкий и труднообъяснимый, красноречиво говорящий о том, кто в стране хозяин, и откровенно характеризующий «хозяев» как людей самоуверенных и бесчувственных к духовному содержанию жизни. Этим лихим переименованием он решил прославить, может быть, преобразовательную деятельность своего державного воспитанника. А может быть, в новом посвящении центрального алтаря празднику Преображения Господня сыграли роль и воспоминания о славных годах в селе Преображенском, где вызревали будущие реформы, изменившие жизнь Руси-России. Известно, что Пётр I Вязёмы однажды посетил.
07.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 112.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 112.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-794f6e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2817205/2817205_1000.jpg)
Вход на территорию храма
В 1797 году в Вязёмы прибыл Государь Император Павел I, объезжавший видных сановников Москвы и губернии после своей интронизации. Князь Н.М. Голицын угощал Его Величество обедом...
Начинаем обходить храм по часовой стрелке
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 113.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 113.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-be68dd.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2817534/2817534_1000.jpg)
Война 1812 года вновь изранила и опустошила церковь, исполосовала её новыми именами, на этот раз французских оккупантов. Некоторые святыни храма были вывезены в Москву и там скрыты в земле, в садах частных домовладельцев. А в доме Голицыных, предположительно в библиотеке, на короткое время останавливался Наполеон. Перед ним в тех же покоях ночевал фельдмаршал князь М.И. Кутузов. Главнокомандующий русских войск, человек искренней и испытанной в сражениях веры, вряд ли мог пройти мимо Преображенской церкви и не помолиться в ней, перед советом в Филях.
09.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 08.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 08.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-f7e563.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2790567/2790567_1000.jpg)
С самого конца XVIII и до середины XIX века Вязёмами владели последовательно два брата: сначала князь Борис Владимирович Голицын, а с 1813 – князь Димитрий Владимирович. Оба – боевые генералы, участники Бородинского сражения, герои Отечественной войны 1812 года. Борис, кроме того, талантливый поэт и прозаик, весьма образованный человек, захоронен в стене храма. А Димитрий – выдающийся государственный деятель, член Государственного совета, светлейший князь, генерал-губернатор Москвы с 1820 по 1844 годы. Его стараниями восстанавливалась первопрестольная после войны с Наполеоном и великого московского пожара.
10.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 07.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 07.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-d54242.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2790210/2790210_1000.jpg)
Открытая галерея с южной стороны церкви
До недавних пор утверждалось, что в 40-е годы ХIХ века в имении Голицыных гостил Н.В. Гоголь. Он жил в Вязёмах у своего друга, профессора Московского Императорского университета, историка и поэта С.П. Шевырёва, породнившегося с Голицыными. Действительно ли это было так, или всего лишь предположение, сейчас уже трудно сказать.
Архитектура
Архитектура Преображенского храма Больших Вязём известна как годуновский стиль (или годуновский классицизм).
11.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 12.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 12.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-14965e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2791651/2791651_1000.jpg)
За двадцать лет своего фактического царствования в России, которое началось еще при живом Федоре Иоанновиче, Борис Годунов, развернувший массовое каменное строительство по всей стране, успел сформировать целое отдельное направление в зодчестве. Немало тому помогли многочисленные иностранные (и итальянские в том числе) мастера, по его приглашению буквально потоком хлынувшие на Русь.
12.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 14.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 14.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-125696.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2791951/2791951_1000.jpg)
Иностранные зодчие не устраивали революций, в своих постройках ориентировались на стиль древнерусской архитектуры, но привнесли в него ренессансные черты, главными из которых стали четкость и выверенность пропорций, абсолютная симметрия всех частей здания (в частности, пары приделов) и некоторые классические элементы, применяемые при строительстве (пилястры на фасадах, скругленные кокошники, тонкая профилировка кирпичных карнизов, см. детальные фото ниже).
13.
![ЦеÑÐºÐ¾Ð²Ñ ÐÑеобÑÐ°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐоÑÐ¿Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð² ÐÑземаÑ
ЦеÑÐºÐ¾Ð²Ñ ÐÑеобÑÐ°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐоÑÐ¿Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð² ÐÑземаÑ](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-da4738.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/3013425/3013425_original.jpg)
Западный фасад храма. Рисунок выполнен академиком В.В. Сусловым с натуры. 1896 г.
14.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 110.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 110.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-9abec9.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2816653/2816653_1000.jpg)
Наибольший интерес с художественно-исторической точки зрения представляет верхний храм, куда ведет широкая лестница, восстановленная на месте снесенной в 1960-х годах поздней колокольни, не простоявшей и века.
15.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 109.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 109.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-d11dad.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2816269/2816269_1000.jpg)
Западный портал верхнего храма
Ниже представлен продольный разрез Преображенской церкви - вид с южной стороны...
16.
![РазÑез ÐÑеобÑаженÑкой ÑеÑкви - вид Ñ Ñжной ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð Ð°Ð·Ñез ÐÑеобÑаженÑкой ÑеÑкви - вид Ñ Ñжной ÑÑоÑонÑ](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-72bc44.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/3013359/3013359_original.jpg)
... и в плане...
17.
![Церковь Спаса Преображения в селе Большие Вязёмы 262195_original - 3.jpg Церковь Спаса Преображения в селе Большие Вязёмы 262195_original - 3.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-b423a9.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/3013020/3013020_original.jpg)
Традиционное пятиглавие, аркатурные пояса на барабанах, пирамидальная структура зданий, «воздушные» галереи (как правило, двухъярусные), опоясывавшие храмы с трех сторон, - все это лишь добавляло творениям «годуновских» зодчих легкости и изящества.
18.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 11.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 11.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-033c87.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2791221/2791221_1000.jpg)
Четверик верхней церкви поражает прежде всего своей высотой (особенно после посещения нижнего храма). Глядя на Спасо-Преображенский храм снаружи, этой «внутренней» устремленности вверх как-то не предполагаешь - виной тому, быть может, двухъярусная галерея, как бы скрадывающая немалый «рост» постройки.
19.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 15.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 15.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-096dd5.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2792309/2792309_1000.jpg)
Второе, что производит немалое впечатление, - это росписи, которым уже примерно четыреста лет. Когда-то фрески покрывали стены храма, его своды и столпы сплошным цветным ковром; позже они были частично записаны сверху масляной живописью; ныне оттого ковра остались лишь фрагменты - но довольно значительные.
20.
![ÐÑеобÑаженÑкий Ñ
Ñам - ÐолÑÑие ÐÑÐ·ÐµÐ¼Ñ ÐÑеобÑаженÑкий Ñ
Ñам - ÐолÑÑие ÐÑземÑ](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-e37f93.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/3013760/3013760_1000.jpg)
Интерьер верхнего храма. Фото стороннее, автор Natalia. Портал azbuka.ru.
Осмотрим отдельные архитектурные детали северной стороны храма
21.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 17.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 17.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-2c9f56.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2792863/2792863_1000.jpg)
Северный придел
22.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 16.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 16.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-28360a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2792683/2792683_1000.jpg)
Северный придел
23.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 21.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 21.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-2d44d5.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2793898/2793898_1000.jpg)
Северный придел
24.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 19.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 19.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-9ca19f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2793237/2793237_1000.jpg)
Открытая галерея с арочными проемами
25.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 22.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 22.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-d201b9.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2794094/2794094_1000.jpg)
Архитектурные детали
26.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 20.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 20.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-ffb486.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2793680/2793680_1000.jpg)
Западный портал северного придела - вход с открытой галереи
27.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 23.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 23.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-0a4ae4.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2794420/2794420_1000.jpg)
Лестничный подъем
28.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 27.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 27.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-226ba6.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2795345/2795345_1000.jpg)
29.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 26.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 26.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-7be311.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2795244/2795244_1000.jpg)
Таков вязёмский Спасо-Преображенский храм. В XIX веке он был «обезображен» (по ряду мнений) пристройкой к нему с запада совершенно не гармонирующей с церковью колокольни и устройством четырехскатной крыши, скрывшей под собой закомары основного объема, но в XX столетии реставраторы вернули храму первоначальный облик.
30.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 18.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 18.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-d8aac2.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2793215/2793215_1000.jpg)
Отдельно стоящая колокольня с северной стороны храма. XVI век.
В течение 50-х – 70-х годов XX века, были разрушены трехъярусная колокольня постройки 60-х годов XIX века, а также ведшие от колокольни к храму галереи. Было ликвидировано остекление гульбищ, снята и расчленена на куски редкая белокаменная корона под Крестом, венчавшая центральную главу. Храм использовали как столовую, лабораторию, склад. В тот же тридцатилетний период в храме постоянно велась вялотекущая «реставрация»...
31.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 13.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 13.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-438d35.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2791760/2791760_1000.jpg)
Реставраторы снесли кровлю над верхним гульбищем, чем нанесли зданию серьёзный ущерб. Впрочем, их же коллеги, через два десятка лет, её восстановили. Вообще же, реставраторы делали, что могли, что допускала в то время система.
32.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 10.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 10.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-f60b98.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2791151/2791151_1000.jpg)
Разрушенную церковь они в целом восстановили в параметрах годуновской эпохи. Восстановили также и редкую, единственную уцелевшую (среди прочих подобных) звонницу, построенную, вероятно, незадолго до возведения храма, годах в 80-х XVI столетия.
33.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 24.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 24.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-5b04b4.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2794695/2794695_1000.jpg)
Поклонный крест
Возобновление приходской жизни началось в декабре 1992 года. В 2000 году рядом с храмом построили Центр Духовного развития молодёжи (ныне школа). В 2007 году было восстановлено остекление нижнего гульбища, что позволило сделать нижнюю галерею тёплой, и снова расширило площадь храма в несколько раз (от 42 кв.м. до 160 кв.м.). В настоящее время община храма, клир и прихожане, осуществляют просветительскую и благотворительную деятельность.
34.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 28.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 28.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-37d092.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2795723/2795723_1000.jpg)
35.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 25.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 25.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-6dcda0.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2794939/2794939_1000.jpg)
Церковная ограда с восточной стороны
36.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 29.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 29.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-8b11ca.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2795893/2795893_1000.jpg)
У алтаря храма покоится прах Николая Сергеевича Пушкина, умершего в 1807 году в возрасте шести лет, младшего брата великого русского поэта.
37.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 34.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 34.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-143478.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2797076/2797076_1000.jpg)
Сам Александр с бабушкой своей, Марией Алексеевной Ганнибал, и с сестрой Ольгой ходил в Преображенскую церковь из Захарова, к воскресной Литургии, и его первые духовные впечатления и переживания связаны, несомненно, с Большевязёмской церковью. Возможно, он знаком был с богатой библиотекой князей Голицыных, находившейся в центральном усадебном доме, построенном в 50-е годы XVIII века. Детские впечатления поэта вызвали к жизни, впоследствии, и драму «Борис Годунов», и повести «Пиковая дама», «Дубровский», «Барышня-крестьянка».
38.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 30.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 30.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-a95efa.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2796127/2796127_1000.jpg)
39.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 31.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 31.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-cb2794.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2796373/2796373_1000.jpg)
Остатки храмового некрополя
40.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 32.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 32.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-278ae7.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2796666/2796666_1000.jpg)
41.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 33.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 33.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-baa6a5.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2796879/2796879_1000.jpg)
42.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 94.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 94.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-d1c420.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2812637/2812637_1000.jpg)
Вид Преображенского храма с восточной стороны
43.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 09.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 09.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-210afc.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2790776/2790776_1000.jpg)
Глава южного придела
44.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 103.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 103.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-6d6182.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2814897/2814897_1000.jpg)
Южный придел
В Спасо-Преображенском приделе установлен новый иконостас - с новыми же иконами. С фоном, представленным старыми фресками, он несколько конфликтует, но тут уж ничего не поделаешь: богослужения в храме совершать необходимо - не до эстетического снобизма. Прежний резной золоченый иконостас с образами работы мастеров Оружейной палаты, устроенный в храме в конце XVII века тщанием Б.А. Голицына, был разобран и, надо думать, «утилизован» после закрытия церкви в 1938 году.
45.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 97.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 97.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-a10053.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2813399/2813399_1000.jpg)
С западной стороны храма за церковной оградой выложены уцелевшие археологические находки найденные во время реставрационных и планировочных работ
46.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 126.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 126.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-ae9244.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2820816/2820816_1000.jpg)
47.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 127.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 127.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-b5378e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2820948/2820948_1000.jpg)
Сохранились даже средневековые могильные плиты с так называемыми «вилочковыми» крестами. Подробнее о них вот в этом моем материале.
48.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 130.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 130.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-905491.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2821700/2821700_1000.jpg)
49.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 129.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 129.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-cd750d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2821500/2821500_1000.jpg)
Примечательна белокаменная плита 1960-го года, упоминающая о существовании белокаменной короны 1690-го года, что находилась под крестом центральной главы Церкви Спаса Преображения в период 1584 - 1698 гг. и снятая в 1960 году. Возможно, обломки видимые вокруг и есть остатки этой самой короны.
50.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 128.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 128.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-2be27d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2821242/2821242_1000.jpg)
51.
![ÐÑзÑÐ¼Ñ - 118.jpg ÐÑзÑÐ¼Ñ - 118.jpg](/images/main/cerkov-spasa-preobrajeniya-v-sele-bolshie-vyazemi-9a8774.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vladimirdar/64625554/2818585/2818585_1000.jpg)
Удивительный душевный храм! Это тот самый случай, когда История и ее посылы окружает тебя и, ты прикасаясь к ней узнаешь что-то такое новое, что не описывается ни словами, ни фотографиями. Однако, думаю, кое-что важное мне удалось передать читателю)
Источники:
Карташёв П. Спасо-Преображенская церковь села Большие Вязёмы. М. 2006.
Митрахович Саша. Архитектура Преображенского храма Больших Вязем. 16.12.2017.
Официальный сайт Храма Преображения в селе Нижние Вязёмы.
Суслов, Владимир Васильевич. Памятники древнего русского зодчества. Вып. 2. Лист 1. Церковь Преображения Господня в селе Вяземах Московской губернии Звенигородского уезда, построена в XVI в. Борисом Годуновым. Санкт-Петербург. 1896.
|
</> |