Церковь Ржевской иконы Божией Матери у Пречистенских ворот, или Москва, которой
vladimirdar — 05.05.2023
Церковь Ржевской иконы Божией Матери, что у Пречистенских ворот – приходская церковь Русской православной церкви, основанная в 1540-х годах, снесённая в 1929 году.
Если идти по Гоголевскому бульвару от станции метро Кропоткинская в сторону Арбатской площади, то совсем вскоре справа на высоком откосе можно заметить невзрачные серые коробки высоких зданий, резко контрастирующие с соседними ажурными особняками в неорусском стиле. В этом месте и находилась упомянутая выше церковь. Ориентиром может легко служить столетний тополь, посаженный вдоль проезда очень давно.
Разбираясь с историей этой церкви, я как-то по-особенному, с чувством боли проникся к периоду сноса столичных храмов в годы большевистского богобочества. Поэтому вначале будет очерк о сносе православных храмов в Москве, что я по этому поводу думаю и какие-то выводы и уроки из этого стоит вынести.
Немого мыслей и эмоций о сносе православных храмов в Москве
До 1917 года в Москве (территория в границах 1960 года) насчитывалось 848 храмов. После революции большевиками уничтожено 433 храма (по другим сведениям – 368). Богоборческая власть действовала точно также, как и сейчас бесится Окраина. Часто оправдания сноса храмов властями объясняются необходимостью развития города, постройкой школ и прочих важных государственных учреждений. Но мы то понимаем, что это было символическое ритуальное действие во имя лозунга: «Мы наш, мы новый мир построим…». Должно было забыть историю своей Родины, начать всё с чистого листа. Но за каждой снесенной церковью стоит неуничтожимая частица истории нашей многострадальной православной страны, её народа, его традиций. Если соединить летопись каждого московского храма воедино, воссияет великий народный опыт строительства нашего государства как в лице значимых фигур, так и в лице не менее значимых, простых, безвестных верующих людей. Кроме того, в камне остается неповторимая энергетика прошлого: идеи архитектора, пожелания заказчика, ктиторов, чувства и молитвы прихожан. Так что снос храмов первопрестольной – величайшее злодеяние против русского народа, которое можно только представить.
Часто мы останавливаемся, любуясь совершенной красотой архитектуры, но в большинстве случаев не осознаем, почему вдруг так радуется душа. А потому, что она ловит как раз те самые невидимые, удивительные вибрации из коллективного безсознательного нашего многострадального, но богоносного народа, его боль и страдания, подвиги и свершения, веру и любовь. Эти нематериальные вещи сохраняют память и побуждают нести её в Вечность, приложив, по возможности, толику своей. Для того, кто воспринимает архитектуру просто как совокупность совершенства линий, пропорций и холодного расчета архитектора, неведомо то, что со временем любое здание, особенно культовое, набирает энергетику молитвы, веры и несёт нам этот Свет. Вот почему храмы были так ненавистны большевикам. Церкви им мешали привносить в мир Тьму одним своим существованием. Уничтожение храмов символизировало разрушение прежней жизни и невозврат к прошлому. Поэтому так важно хоть немного осветить историю снесенных храмов. Они, как веские призраки, стоят в этих скорбных местах, с немым укором взывая к нам из невидимого мира, где до сих пор еще существуют.
Хронологию истории церкви сложно поддерживать визуально исходя из того что есть. Поэтому текст будет жить своей жизнью, и фотографии, соответственно.
Сейчас этот участок зданий на Гоголевском, 8 выглядит так
Ярким примером такого храма, как одной страницы русской истории, является церковь Ржевской иконы Божией Матери у Пречистенских ворот. Церковь была старой, небольшой, но с трогательной, проникновенной историей, которую нельзя забывать.
Мы даже не представляем, насколько сильно вера жила в нашем народе. Мощи, чудотворные иконы, чудеса и исцеления были частью той, прошлой жизни. Никто не может представить, что вся Москва может встать на многодневную молитву перед чудотворной иконой, вымолить победу над врагом и не допустить уничтожения града на семи холмах. Это, например, произошло после Сретения Владимирской Божией Матери в Москве. И тогда наступавший Тамерлан не разорил Москву, которая была в тот момент фактически беззащитна.
Ржевская чудотворная икона Божией Матери (Оковецкая)
Ржевская чудотворная икона названа по месту своего чудесного явления – близ города Ржева в деревне Клочки Оковецкой волости. В мае 1539 году там случилось чудо: в Духов день местные жители увидели на сосне в дремучем лесу большой железный крест, неведомо как попавший на дерево. Рядом на другой сосне чудесно помещалась икона Богоматери, старинного письма, причем слева от Богородицы с Младенцем был изображен свт. Николай Чудотворец. Оттого в храмах, освящаемых во имя Ржевского образа, обычно устраивали и Никольский придел.
Инок Стефан, которого позвали прослышавшие о чуде местные жители, поднялся за святынями и когда ступил с ними на землю, от иконы воссиял яркий необычный свет, и раздался сильный шум. Люди пали на колени, а потом узнали, что исцелился крестьянин, страдавший болезнью ног. Чудеса исцеления совершались во множестве – на одной только неделе их оказалось около 30. О чуде, наконец, решили сообщить в Москву, царю и митрополиту.
Узнав о том, власти решили соорудить в стольном граде храм во имя новоявленной чудотворной иконы и, согласно старинной традиции, перенести святыни в Москву – для освящения устроенного храма, для всенародного поклонения и для снятия списка. Будущему первому русскому царю Иоанну Васильевичу было тогда всего девять лет, но он пожелал видеть святыни в столице: за ними отправились игумен Новинского монастыря Исайя и дьякон Афанасий Курицын. В январе 1540 года святая икона и крест были принесены в Москву. Малолетний государь с митрополитом Иоасафом, духовенством и всем московским людом торжественно встречали их в Новинском монастыре на Пресне.
К тому времени (в 1540-х годах) в Москве уже воздвигли деревянную церковь недалеко от Кремля, близ будущих Пречистенских ворот – местность тогда именовалась Чертольем, ведь ни стены Белого города, ни ее Пречистенских ворот еще не было. Эту новосозданную церковь, о которой идет речь, и собирались освятить во имя Ржевской иконы во время ее пребывания в Москве. Есть версия, что именно эта церковь, освященная во имя образа Пречистой Богоматери, потом дала имя улице Пречистенка.
После встречи у Новинского монастыря икона и крест были почетно перенесены в возведенный деревянный храм; после освящения в нем состоялась первая литургия. А затем из храма святыни были с крестным ходом перенесены в кремлевский Успенский собор для всенародного поклонения. От них совершались многие чудеса и исцеления.
Полгода пробыли Ржевские святыни в Москве. 11 (24) июля их благоговейно отпустили обратно – оттого и явился этот летний праздник Ржевской иконы. Проводы были столь же торжественны, как и встреча, в них участвовал государь с митрополитом и все москвичи.
Икону и крест провожали из Успенского собора до новоустроенной Ржевской церкви, и в память о пребывании чудотворной иконы в ней оставили список с Ржевского образа.
Ежегодно 11 июля к храму на Пречистенских воротах отправлялся из Кремля крестный ход, с той ли поры, или со времен Михаила Федоровича
Оковецкая Ржевская икона Божией Матери именуется верующими «Прозрение очес», так как очень многие страждующие глазными болезнями и слепотой получили исцеление по молитвам пред чудотворным образом, а также после купания в целебном источнике, людской поток к которому не иссякает.
Чудотворная Оковецкая Ржевская икона Божией Матери оставалась в селе Оковцы Селижаровского района Тверской области в храме до 1930 года, пока храм не опечатали вместе с находящимися там святынями. Когда же храм открыли, спустя некоторое время, святынь там не оказалось.
В 1991 году была написана новая икона по старинным спискам с чудотворной Оковецкой Ржевской иконы Божией Матери в духе древнего рублевского иконописного стиля, которая находится в кафедральном соборе города Ржева в честь иконы Божией Матери «Оковецкая».
Позднее здесь в 1585-1593 годах соорудили каменную крепостную стену Белого города. Церковь оказалась сразу за белогородской стеной. В 1686 году в Чертолье разразился большой пожар, в котором церковь сгорела и тогда «данных денег для пожарного разорения имать не велено». В 1686 году тщанием окольничего Петра Кондырева была выстроена новая церковь в стиле классицизма. В 1689 году она уже значилась каменной. Потом к церкви были пристроены приделы Алексия, человека Божия, и святого Николая Чудотворца. Храмоздатель сам впоследствии обрел в ней последний приют и покой. Здесь же был похоронен отец знаменитого русского полководца Бутурлина, скончавшийся в 1708 году.
В 1809 году Ржевскую церковь значительно перестроили и перенесли в нее храмовый образ святой великомученицы Параскевы Пятницы из соседнего храма, упраздненного во времена Петра (1706 год). Последняя перестройка проводилась в самом конце XIX века. Архитектор А.А. Никифоров возвел оригинальную колокольню – точную копию ее старинной шатровой звонницы. Местную достопримечательность – белокаменный иконостас с мозаикой из стекла – устроил художник В.Д. Фартусов, академик живописи, участвовавший в росписи храма Христа Спасителя. А приделы во имя св. Николая Чудотворца и св. Алексия, человека Божия, имели мраморные иконостасы. По свидетельству современника, это была одна из самых богатых церквей, в главной степени за счет ее аристократических прихожан – Прозоровских, Долгоруковых, Волконских, Оболенских…
Иногда в ней совершал богослужение святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Осенью 1854 года он произнес здесь слово на погребении княжны Анастасии Голицыной. А в марте 1903 года в церкви служили панихиду по скончавшемуся во Франции русскому писателю А.В. Сухово-Кобылину. Погребен он был в Ницце, но его родные заказали заупокойную службу в этом московском храме.
«В начале апреля 1929 г. президиум Моссовета решил передать участок ц. Ржевской Богоматери у Пречистенских ворот под застройку рабочего жилищно-строительного кооператива «Показательное строительство». Главный иконостас и оба клироса храма были весьма необычного исполнения: мозаика, набранная из разноцветной смальты. Придельные иконостасы вырезаны из итальянского белого мрамора и украшены точеными светло-розовыми колоннами. В конце мая 1929 г. М.И. Калинин подготовил решение Моссовета, и вскоре храм начал таять буквально на глазах».
В апреле 1929 года Моссовет принял решение о сносе храма, и протест верующих не имел результата. О сносе очень хлопотал сам «всесоюзный староста» М. Калинин, который лично подтвердил решение Моссовета. П.Г. Паламарчук отмечает, что при сломке колоннад у южных дверей были видны следы обработки фасада с деталями XVII века и части кокошников.
На месте храма было выстроено здание в революционном стиле конструктивизм – ныне это дом №8 по Гоголевскому бульвару. Колокольня храма выходила на бульвар, а алтарь – на улицу Грицевец (ныне Большой Знаменский переулок).
Здание было выстроено для проектных организаций «Стальконструкция» и др. В 1980 году в этом доме (№ 8, во дворе) размещался «Стальпроект».
С 1990 года этот семиэтажный дом № 8 (строение 1) стал жилым
Сейчас мы с вами находимся на бывшей церковной земле и стояли бы прямо напротив колокольни и трапезной храма Ржевской иконы Божией МатериНа генплане этого земельного участка можно рассмотреть контуры старой и новой Ржевской церкви и дома священнослужителей. Примечателен тот факт, что сохранились исторические объемы на уровне подвальных этажей этих зданий. А старое здание церкви и дом причта соединялись подземным ходом. По сведениям некоторых диггеров возможен даже доступ в эти сводчатые подвалы как под алтарной частью, так и под трапезной. Но упомянутый подземный ход сейчас заложен. а плане ниже он указан.
А так дом из фибролита выглядит со стороны Большого Знаменского переулка, что выходит прямо к Храму Христа Спасителя.
Фибролит (от лат. fibra – волокно и греч. λίϑος – камень) - строительный материал, представляющий собой спрессованную и затвердевшую смесь специально приготовленной древесной стружки с портландцементом (реже с магнезиальным вяжущим) и химич. добавками (хлоридом кальция, жидким стеклом и др.).
Так, кстати, выглядела алтарная часть Ржевской церкви с видом из Большого Знаменского переулка
И вид, фактически, с этого же ракурса жилого дома на месте Ржевской церкви
О церкви напоминает только памятная доска на фасаде этого дома с правой его стороны
Источники:
Козлов В. Вакханалия. Московский журнал. 1991. № 5.
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994
Путеводитель по Москве" Под редакцией И.П.Машкова Москва, Поставщик Двора Его Величества Товарищество Скоропечатни А.А.Левенсон, 1913г.
Рукопись Александровского, № 133, 138.
Моя книга «Путь Души, или Тень Леопарда»:
© Vladimir d’Ar, 2023
|
|
</> |
Принципы работы системы поощрений в ресторанах
Изменение характера: почему восходящий тренд индекса S&P 500 может сойти на нет
UUS IGI ! - «(да будет) вечно новый, вечно молодой!»
"Люблю я макаро..." нные изделия
Храм Георгия Победоносца.
Кличка помилованной индейки - Гоббл. Вангую: не помилованная индейка - Зеля.
Про Новый год
Десять шокирующих фактов об американском виски
50 лет назад. Ноябрь 1975 года.

