Цена безразличия
augean_stables — 25.02.2024 Население безразлично относилось к факту иноземного господства, а все попытки реформаторов развязать народную войну против Наполеона оказывались тщетными и не выходили за пределы планов и проектов.Карта Германии на 1812 г.
Речь, конечно-же, идет о Германии.
Так как после Наполеоновских войн Пруссия стала одной из ведущих держав в Германии, неудивительно, что немецкие историки с 1815 года начали продвигать идею миссии Пруссии по объединению Германии.
Исходя из этой идеи, все остальные княжества должны были быть благодарны Пруссии за отстаивание общегерманских интересов в войне против Наполеона, и оплатить свой долг вхождением в ее состав.
Некоторое расхождение возникло лишь к 1871 г.
Одни историки считали, что народ и князья в едином порыве противостояли французской оккупации.
Другие же считали, что народ действовал вопреки воле князей.
Коренной перелом в восприятии освободительных войн против Наполеона сложился лишь к 1970 г.
Если ГДР продолжали педалировать тему народного восстания, то уже в ФРГ исследователи стали скептически относиться к национальному движению.
Поводом для сомнений стал факт пассивного, если не негативного восприятия немцами антинаполеоновских проектов.
Так, в 1808-1809 гг., когда Наполеоновская система казалось бы, была наиболее хрупка (восстания Фердинанда фон Шилля, Вильгельма фон Дѐрнберга, Брауншвейгского черного корпуса, тирольцев под предводительством Андреаса Гофера, австро-французская война, антифранцузское восстание в Испании), жители Пруссии, и уж, тем более, Юга Германии не оказали никакой поддержки лидерам восстания.
Знаменитое восстание тирольцев, ключевая часть общенационального мифа освободительной войны, было направлено не против французов, а против баварцев, которым и отошел регион в результате завоевательных войн.
Само восстание воспринималась немецкими властями как нелегитимное.
Его участников презрительно именовали мятежниками.
Не нашла понимания в Германии и знаменитая партизанская война в Испании против Наполеона.
Немцы считали испанцев варварами и религиозными фанатиками, не способными вести цивилизованную войну.
Даже немецкое духовенство равнодушно относилось к бедам испанцев, считая, что испанская инквизиция и фанатики лишь разжигают наиболее жестокий метод ведения войны.
Идея народного восстания существовала лишь в умах прусских реформаторов, однако дальше планов и проектов дело так и не продвинулось.
Перефразируя фразу немецкого историка Йорга Эхтернкампа, можно сказать, что:
«Национальное восстание провалилось полностью».
#История #Германия #Франция #Геополитика
Атлас амбиций
Feb 23 at 17:49
|
</> |