ЦАГИ 106 лет!
democentr-tsagi — 01.12.20241 декабря 1918 года было подписано постановление Научно-Технического отдела ВСНХ об учреждении Центрального Аэро-Гидродинамического института по руководством Николая Егоровича Жуковского.
Как говорилось в докладе о результатах первых трех месяцев работы, «институт имеет своей задачей способствовать развитию аэро- и гидродинамики в целях научного и, главным образом, практического использования в различных отраслях техники.
Для практического выполнения задач в Институте намечено устройство 7-ми отделов:
1 — общетеоретического;
2 — авиационного с отделением винто-моторных групп;
3 — ветряных двигателей;
4 — средств сообщения;
5 — приложения аэро- и гидродинамики к сооружениям;
6 — отдела изучения и разработки конструкций;
7 — отдела научно-технической специализации по аэро- и гидродинамике».
Созданию ЦАГИ предшествовали десятилетия научной и практической деятельности как самого Жуковского, так и его ближайших учеников.
Уже в 80-е годы XIX века Николай Егорович Жуковский — признанный авторитет в области механики и гидродинамики. В 1890 году он делает попытку разработать теоретические основы определения подъёмной силы винта или крыла — выходит работа «К теории летания».
Через год, 3 ноября 1891 года Жуковский читает доклад «О парении птиц». Именно там прозвучали известные слова — «Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума!». В этом докладе Жуковский сумел доказать вероятность создания планёра, который в состоянии сделать «мёртвую петлю».
А потом были годы исследований и экспериментов, постройка первых аэродинамических труб в Инженерно-техническом училище, сотрудничество с Рябушинским.
После смерти Жуковского в 1921 году ЦАГИ возглавил его соратник — Сергей Алексеевич Чаплыгин, видный ученый в области механики, внесший важнейший вклад в формирование научного облика института.
Свою работу ЦАГИ начал на улице Вознесенской (сейчас — Радио) в Москве.
31 декабря 1925 года вступила в строй первая аэродинамическая труба Т-1-2, выполненная из дерева без единого гвоздя. Она работает до сих пор!
Через два года начались испытания в гидроканале ЦАГИ
В последующие десятилетия структура ЦАГИ неоднократно менялась,
оптимально приспосабливаясь к спектру решаемых задач и потребностям
народного хозяйства, но в неприкосновенности оставалось одно —
высочайшая научная школа и дух коллегиальности. Экспериментальная
база института позволила в довоенный период проводить исследования
по аэродинамике, гидродинамике, динамике полета и прочности
летательных аппаратов. В ЦАГИ под руководством А.Н. Туполева в
период 1924—1936 гг. были созданы такие этапные для отечественной
авиации самолеты, как ТБ-1, ТБ-3 и другие.
Появление в середине 1930-х гг. высокоскоростных
самолетов-монопланов потребовало расширения экспериментальной базы
института. Площадку для строительства нового комплекса
экспериментальных установок выбрали в поймеМосквы-реки неподалеку
от дачной платформы Отдых. Первый камень в основание нового ЦАГИ
был заложен в 1935 г., а уже через четыре года в строй вступил блок
больших труб Т-101 и Т-104. Совершенно новой установкой стала
аэродинамическая труба переменного давления Т-106, позволявшая
получать большие околозвуковые скорости.
Для сотрудников был построен жилой поселок, получивший в духе
времени название Стаханов. В 1947 году, в честь 100-летия со дня
рождения Н.Е. Жуковского поселок стал городом центрального
административного подчинения, который получил новое имя —
Жуковский, в честь основателя ЦАГИ. В 30–40-е гг. от ЦАГИ
отделились ЦИАМ (1930 г.), ВИАМ (1932 г.), ЛИИ (1941 г.), ОКБ А.Н.
Туполева (1936 г.), СибНИА (1946 г.) и ряд других, впоследствии
всемирно известных организаций.
В годы Великой Отечественной войны ЦАГИ проводил инновационные
исследования, направленные на повышение тактико-технических
характеристик советских боевых самолетов, а также осуществлял
модернизацию и совершенствование существующего авиационного парка.
Естественно, особое внимание уделялось, в первую очередь,
практическим запросам в соответствии с лозунгом «Все для фронта,
все для победы!». Но не останавливались и фундаментальные
исследования, благодаря которым в первые послевоенные годы
отечественная авиация совершила революционный скачок в область
сверхзвуковых скоростей.
Потребовалось создать арсенал новых аэродинамических труб и
специальных стендов. Внедрению результатов исследований ученых ЦАГИ
должны быть благодарны те десятки стран, куда экспортировались
советские истребители МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21, Су-7Б и др., а также
зенитные ракетные комплексы. В конечном счете, тесный союз
конструкторов ОКБ и ученых ЦАГИ обеспечил победы в небе Кореи,
Северного Вьетнама, а позднее — Ближнего Востока. Аэродинамики и
прочнисты ЦАГИ сказали решающее слово при создании всех самолетов —
носителей стратегического ядерного оружия: от Ту-16 до Ту-160.
Становление ракетной техники в СССР также не прошло без участия
ЦАГИ. Более того, очередное расширение экспериментальной базы
института, прошедшее на рубеже 1950–1960-х гг., было направлено как
раз на создание новых установок, обеспечивающих гиперзвуковые
скорости потока и моделирующих такие сложнейшие процессы, как
аэродинамический нагрев при входе летательного аппарата в
атмосферу, распространение ударных волн и многое другое. Была
построена целая серия газодинамических установок и аэродинамических
труб, рассчитанных на достижение скоростей обтекания в диапазоне
чисел М=8—20; лаборатории теплопрочностных испытаний и испытаний на
выносливость; усовершенствовалась энергетическая база
института.
Этапными для института стали исследования аэродинамики и динамики
полета самолетов с крылом изменяемой геометрии. Успешно решив
проблемы устойчивости и управляемости, прочности и аэроупругости и
доказав преимущества подобной компоновки, ЦАГИ дал путевку в жизнь
таким многорежимным самолетам, как МиГ-23, Су-24 и Ту-160.
Проведение исследований по этим и другим машинам стимулировало
развитие вычислительной базы института и формирование направления
численных методов расчетов в газодинамике и прочности.
В конце 1960-х гг. развернулись работы по созданию фронтовых
истребителей нового поколения с высокой тяговооруженностью и
маневренностью. Исследования вопросов нестационарной аэродинамики,
новых компоновок с несущим фюзеляжем и управления вихревой
структурой крыла воплотились в самолетах МиГ-29 и Су-27,
продемонстрировавших непревзойденные маневренные качества и боевой
потенциал.
Важный вклад внесли специалисты ЦАГИ в создание пассажирских и
транспортных самолетов нового поколения Ил-96,Ту-204 и Ан-124.
Применение сверхкритических профилей позволило улучшить
аэродинамические характеристики крыла и, как следствие, повысить
экономичность этих самолетов. Решение проблемы флаттера самолетов
Ил-96 и Ту-204, напрямую связанное с безопасностью полетов, было
найдено в результате совместных исследований ЦАГИ, ЛИИ и ОКБ.
Самой крупномасштабной работой двух последних десятилетий,
проведенной с привлечением всех подразделений института, стало
создание воздушно-космического самолета «Буран». Достаточно
сказать, что для исследования его теплозащиты была построена
натурная тепло-прочностная вакуумная камера ТПВК диаметром 14 м и
длиной 30 м! Были решены проблемы акустической прочности,
построения алгоритмов автоматической системы управления и многое
другое. Блестящий летный дебют «Бурана» состоялся за полмесяца до
семидесятилетия ЦАГИ.
В 1994 г. указом президента Российской Федерации ЦАГИ получил
статус Государственного научного центра. Символично, что документ о
регистрации имеет № 1!
Научные заслуги коллектива ЦАГИ несомненны, и давно уже имена
многих его сотрудников вписаны золотыми буквами в историю мировой
авиации. Не менее важным достижением является создание системы
научных исследований, позволяющей избегать дублирования и
распыления средств. При этом не остается без внимания ни один
аспект создания летательных аппаратов. Разумное сочетание
объектовых работ с фундаментальными исследованиями сформировало тот
задел, благодаря которому и сегодня, в условиях многолетнего
кризиса оборонной промышленности, российская авиационная техника
вопреки всему сохраняет по ряду направлений ведущие позиции в
мире.
За большой вклад в развитие авиационно-космической науки и техники
ЦАГИ награжден орденами Трудового Красного Знамени (1926 г.),
Красного Знамени (1933 г.), орденом Ленина (1945 г.), Почетной
грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР (1968 г.), орденом
Октябрьской Революции (1971 г.). В 1998 г. ЦАГИ объявлена
благодарность президента Российской Федерации.
С праздником, ЦАГИ, с днем рождения!
|
</> |