Бюрократия и взаимовыручка на борьбе с голодом 1872-1874.
d_clarence — 10.11.2016 Сегодня в нашей рубрике невыдуманных историй препарируется вот этот официальный документ:Расскажет он нам совершенно чудесные истории об исконной российской бюрократии и взаимовыручке на селе.
Прекрасное начинается сразу.
3 октября 1872 года Самарская губернская земская управа наконец собралась попросить через губернатора о помощи. Заметим, что голод косит народ уже год!
Губернское правление и земская управа провели его в спорах и подсчетах кому и как помогать. Что вокруг творится они знают, сами об этом и пишут:
Всего продовольственного капитала в губернии 228.955 рублей. Этого не хватит даже продлить агонию. Их разбивают на три части и дают в ссуду крестьянам в наиболее пострадавших уездах со сроком погашения год. Надо же всего 900.000 рублей на еду и 2.000.000 на семена. На эти деньги можно выжить.
И вот тут начинается чистый анекдот
Еще 7 июля Центр запросил Самару: "Что у вас там происходит? Не нужно ли чего?". Губернатор Аксаков, свечку за него поставить - ей-богу святой, сжал анус до микрон и честно ответил: "Дохнем". После чего полетел в отставку с гуманной формулировкой "по домашним обстоятельствам".
Из Центра попросили подробные сведения и смету. Вот, собственно, 3 октября наконец все вместе собрались и отправили в Питер бумаги. Но каааак!!! Пытаясь до последнего прикрыть задницы, запрашивая такую громадную сумму, умудрились в таком письме указать, что в принципе не все так плохо, а где-то даже хорошо.
Питер ответил довольно быстро - через 2,5 месяца (ну дохнут люди - и что? канцелярское дело оно строгое). Сейчас будет много букв, но оно того стоит. Просто прочувствуйте неимоверную бюрократическую красоту:
Со жратвой понятно, пролетаем. Что эти 228.955 рублей уже раздали и в кассе шиш, ясное дело не указали - дураков подставляться нет.
Теперь по семенам. А про семена Министерство запросило Комитет министров. Комитет собрался, да. Собрался и поставил немытую Самару на место:
Государь Император постановление Комитета 15 декабря утвердил и, тем же числом, отправил в Самару наводить порядок сурового полкана Климова.
Как нормальный солдафон, Климов потребовал предоставить ему поименные списки голодающих и степень их нужды. Земство в ответ сообщило, что по губернии шатается голодная толпа в 30, а то и 40 тыщ рыл - как считать? На местах большинство крестьян неграмотные, старосты ведут списки неаккуратно и т.п. И вообще Царь денег прислал - дайте!
А деньги пришли только 15 февраля 1873 года. А в это же время в Бузулукском и Николаевском уездах уже начали кладбища разорять и народ валом повалил. Надо еще как минимум 400.000 рублей, чтоб они там просто на попе сидели. Климов дал сверху 300.000, но потребовал выдавать крестьянам в ссуду под круговую поруку. Получился новый анекдот.
Кулаки в деревнях, зная, что односельчане выплаты по ссуде не потянут, наотрез отказались ссуды брать. Миры проголосовали по их указке.
Климову положили на стол цифры с отказниками и этими цифрами он стал тыкать в морду земство "вы фсё врётиии!!!".
После чего, со всем служебным рвением, занялся сбором налогов. При неуплате и за недоимки уводили скот. К августу он разорил всех. Вот пара вопиющих примеров:
А урожая летом 1873 года опять не было. А еще холера пришла и старая подруга - цынга. Стали дохнуть пачками.
23 августа земство, через голову губернатора запросило у Правительства 1,5 миллиона. Так обращаться не положено и земство министр Лобанов-Ростовский поставил тоже на место:
Тем не менее, минфин, за них тоже свечку, посмотрел на поступление налоговых платежей с правобережных волжских территорий и рекомендовал местным губернаторам дать крестьянам отсрочку на год.
До Климова дошло, что он делает что-то не так. Он делает ход конем - заменяет круговую поруку частным поручительством. Земство снова взвыло:
И что делает старый полкан? Он вводит общественные запашки, которые уже запрещены законом! Причем для стимулирования крестьян к бесплатному труду направляются воинские команды.
Тут даже матерый вурдалак Лобанов-Ростовский охренел и дал Климову по шапке. Правительство потребовало дать любой проект общественных работ, под которые можно выделить деньги. Т.к. Климов совсем перестал соображать, земство направило проект строительства Самарско-Оренбургской железной дороги. Денег дали сразу 1,5 миллиона. Вернее отпустили сразу, а пришли они в октябре. Климов успел вновь вернуть круговую поруку для раздачи этой ссуды, прежде чем его от греха убрали из губернии.
Потом дали еще миллион на семена.
Эти деньги Самарская губерния так никогда и не вернула.
|
</> |