рейтинг блогов

Бусы и аборигены

топ 100 блогов ibigdan13.07.2017 Реакция части украинского общества на конфликт между киевским аэропортом «Борисполь» и ирландским лоукостером Ryanair - отличное подтверждение того, что пока что наша страна готова разве что к вступлению в Африканский Союз прошлых столетий. Но никак не в Союз Европейский. Потому что мы ведём себя как аборигены, которым добрые друзья-мореплаватели показали красивые бусы. И у нас нет времени думать, что это - обыкновенные стекляшки и что за них придется заплатить собственными перспективами. Бусы нам нравятся. Они переливаются на солнышке. Они нам нужны. Так украинцы переносят свой детский инфантильный подход к политике на подход к мировой экономике. Не сомневайтесь, результат будет соответствующим. Я не буду утверждать, что дикарей не любит никто. Напротив, дикарей любят. Их используют.

Бусы и аборигены

На моей памяти ирландский лоукостер уходил из целого ряда аэропортов. В одних случаях авиакомпания не хотела платить новый экологический налог. В других - ее не устраивали условия договоренностей, которые казались разорительными самим аэропортам. В третьих - авиакомпания не соглашалась с требованиями относиться к собственному персоналу соответственно с нормами трудового законодательства стран, в которые она летала. Как правило, общественное мнение было на стороне собственных аэропортов, а не лоукостера - экология и отношение к работникам как к людям, а не как к рабам, важнее любых рекламных акций о низких ценах. Но только не у нас. Мы точно знаем, что нами управляют жадные коррупционеры, а с той стороны границы к нам приходят ангелы с красивыми крылышками, которые только и думают о том, как сделать нам лучше.

Но бизнес, как правило, не связан с ангельскими качествами. Бизнес связан с желанием выжать прибыль с помощью предоставляемых инструментов. Именно поэтому в развивающихся странах отраслевые гиганты ведут себя совершенно иначе, чем в цивилизованном мире. Именно поэтому Siemens вляпался в историю с турбинами. Именно поэтому Ryanair чувствует себя в центре и на востоке Европы куда комфортнее, чем на Западе. Поймите, наконец, что западная компания не будет устанавливать в Украине те же правила игры, что в Германии. Нет, она воспользуется теми, которые вы предложите и с которыми вы согласитесь.

Ирландский лоукостер весьма грамотно подходит к своему бизнесу. Прежде всего с имиджевой точки зрения. Образ поставщика бесплатных билетов - одна из составляющих этого образа, в особенности для тех, кто услугами лоукостеров пользуется не так часто и плохо представляет себе политику ценообразования. Потому что дёшево вы, как правило, летаете не туда, куда хочется вам, а туда, куда хочется авиакомпании. Мы могли уже не раз убедиться, что на украинском рынке лоукостеры ведут себя как «обычные» авиационные компании. Они снижают цены на непопулярных направлениях - и повышают там, где есть реальный пассажиропоток. А если этого пассажиропотока оказывается недостаточно - просто уходят с рынка, как это сделала в свое время авиакомпания Wizzair.

Ещё один миф, с готовностью подхваченный украинцами - о доброй авиакомпании, которая хотела помочь нам после введения «безвиза». Но из четырёх направлений, которые были запланированы авиакомпанией из Киева, два были направлены в сторону Великобритании. Лоукостер собирался пять раз в неделю летать в Лондон и три раза - в Манчестер. Какое это отношение имеет к безвизовому режиму, ума не приложу. Ещё два направления были связаны с севером Европы - со Стокгольмом и Эйндховеном. Это уж точно не самые популярные и не самые загруженные для украинцев маршруты.

Все попытки других лоукостеров летать на север - например, у «Визза» были рейсы в Саннефьорд - заканчивались закрытием маршрутов. Так что можно с полной уверенностью сказать, что планы ирландского лоукостера никакого отношения к безвизовому режиму не имеют. А скорее всего, имеет место попытка воспользоваться безвизом в пропагандистских целях, чтобы застолбить для себя на выгодных условиях место в ещё одном «аборигенном» аэропорту. И если правда, что одним из условий было предоставление бесплатной земли под строительство гостиницы - то эта история вообще не про полёты.

Ещё один миф - так это то, что Ryanair приходит в страну, а поэтому невозможность летать из Киева исключает возможность летать из Львова. Маршрутная карта из Львова выглядела куда привлекательнее, чем киевская - по крайней мере, с точки зрения «безвиза». Краков, Вроцлав, Будапешт - это маршруты, на которых украинский пассажиропоток действительно есть. И с введением безвизового режима он только увеличился. Почему же лоукостер отказался от очевидной прибыли? Потому, что на самом деле - даже при всех договоренностях с аэропортом Львов - эта прибыль не просматривалась? Потому, что главной целью менеджмента авиакомпании был именно Киев? И не просто Киев, а Борисполь? И не просто Борисполь, а территория Борисполя? Может быть, именно это и создавало возможности для будущей прибыли лоукостера?

Бусы и аборигены

И, наконец, последний миф - о том, что государство существует для того, чтобы помогать чужим авиакомпаниям с прибылью. Нет, государство существует для защиты собственных граждан, собственных компаний. Задача государства состоит в создании условий для демонополизации отечественного авиарынка - не путем уничтожения МАУ с помощью «хотелок» Rianair, а путем стимулирования возможностей для работы национальных авиаперевозчиков. Потому что в случае, когда чужие уходят, а своих нет, страдает прежде всего отечественный потребитель - как было уже во многих странах мира.

Ещё одна важная задача государства - это создание условий для работы собственных лоукостеров. Именно появление своих авиакомпаний с дешевыми авиабилетами сбивает спесь с чужих - достаточно проанализировать рынок авиаперевозок, чтобы в этом убедиться. Но наш потребитель стоит на пороге этого рынка и верит, что в бизнесе случается чудеса.

Не случаются. Именно поэтому никакие правительственные решения о продолжении переговорного процесса не помогут сделать, как в сказке о «Золушке», большую ножку маленькой. Менеджмент ирландского лоукостера не станет договариваться себе в убыток. Если ставятся такие условия, то это означает, что в обычной схеме, без земли и привилегий, никакой прибыли не просматривается, что полеты - приложение к бизнесу, а не сам бизнес. Если же мы пойдем на соглашения с Ryanair на условиях лоукостера, это достаточно быстро приведет к финансовым проблемам «Борисполя», исчезновению возможностей для развития отечественного рынка авиаперевозок и сокращению маршрутной сети. А к дешевым авиабилетам не приведет, нет.

Впрочем, тогда у нас будет уже другое правительство, другой премьер-министр, другой министр инфраструктуры. И в этом поражении здравого смысла будут обвинять именно их, а не тех, кто будет договариваться сегодня.

Виталий Портников

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
- Россия за последние 15 лет списала долги африканских государств на сумму более 20 млрд долларов. Об этом на Восточном экономическом форуме заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. Министр иностранных дел России сообщил, что Москва ежегодно помогает развитию других государств сотнями ...
Поскольку Бульварное кольцо на самом деле замкнутым кольцом не является, у него есть два края - Соймоновский и Устьинский проезды. Про первый я уже рассказывал, настала очередь второго. Сайт mapdata.ru заявляет, что на проезде целых 15 домов. По факту дом один и имеет номер два. По ...
Второй день. Накануне на вокзал мы купили экскурсию в замки Линдерхоф и Нойшванштайн. Сама экскурсия стоила 50 евро плюс вход в замки 17 евро. Обед за свой счёт. Ну, вот. Встали утречком, позавтракали и в 8-30 уже поехали. Дорога где-то часа два, т.к. ...
Ребята, я скоро возвращаюсь на работу. Скоро - это месяца через два. И вот, я буду работать, и Витя будет работать. А комнат в квартире пока что все ещё три. Неизвестно, когда наша большая освободится, мы же ее уступили разродившимся. Короче говоря, решили мы купить необычный стол. С ...
Владимир Путин после недельного перерыва появился на телеэкране, кадры встречи президента с председателем Верховного суда Вячеславом Лебедевым показали российские телеканалы. Телеканал НТВ и Россия 24 показали кадры встречи президента России Владимира Путина с председателем Верховного суд ...