"Буран" и "Нептун".

Сегодня опять ездили в Верхнюю Пышму, смотрели старинные автомобили и не только. А специальных целей у нас было три. Посмотреть «Буран», посмотреть коммерческую подводную лодку, а ещё выставку автомобильных «носовых фигур» и морской Як. Ой, получается уже четыре цели. Ну и ладно. И вообще, посмотреть бы, что изменилось здесь со времени последнего нашего визита.

День был как по заказу — тёплый и солнечный. Снег, выпавший недавно, начал подтаивать. Было ощущение лёгкости и весны, несмотря на октябрь. А я смотрю, что же изменилось со времени нашего предыдущего посещения.

Два сравнительно крупных самолёта — Ту-134 и Ан-12 уже перекрасили. Красили конечно же в цвета «Аэрофлота» 70-80-х годов. Хотя Ан-12 вроде был «в девичестве» самолётом военным, и имел пулемётную турель на хвосте. Ну, и ладно, кто тут сильно разбираться будет? Времена были неспокойные, и пулемёты не будут лишними для гражданского самолёта. Вдруг он в Афганистан летал?
Правда флаг смутил. Вроде ведь красный должен быть, а не трёхцветный, российский. Для классического «Аэрофлота» это кажется неуместным, а современный «Аэрофлот», уже не советский, вряд ли использовал Ан-12.

Кукурузника, Ан-2 уже нет. Вероятно, утащили куда-то на совсем уж глубокую реставрацию.

Ту-134 кстати под советским флагом. Подобный самолёт был одним из трёх, на которых я летал в детстве. За всё детство я летал лишь три раза, и хорошо помню, на чём. На Ту-134 мы летели из Симферополя в Москву. Там я увидел, как у самолёта гнутся крылья. Сила воздушных потоков приподнимала их кончики. Но я не боялся, я верил в могущество советской техники.

Морской Як — вот. Его не зря считают самым красивым самолётом на площадке. Красиво отреставрированный, синий, блестящий. У флотских всё было с шиком. Не то, что «сухопутные» самолёты, серые или в коричнево-зелёном камуфляже.

Я теперь знаю, что называется он Як-38. И был он самолётом вертикального взлёта. Все надписи на нём тщательно восстановлены.

Правда, несмотря на всю свою красоту, был он самолётом невезучим. Не устраивал заказчиков-моряков, имел слишком малую дальность полёта. Это и неудивительно, ведь авианесущие корабли и нужная для них авиация появились у Советского Союза довольно поздно. В это время недруги наши разработали уже несколько поколений авианосцев и самолётов для них. Говорят, что наши сделали ставку больше не на собственные авианосцы, а на средства борьбы с авианосцами противника.
Вспомнилось где-то прочитанное. Американский авианосец плавает в океане не один. Он находится в центре целой группы кораблей, которые взаимодействуют с ним и обеспечивают его безопасность, не подпуская вражеские корабли и подводные лодки. Задачей наших подводников было проникнуть внутрь этого боевого охранения, и подойти к авианосцу вплотную, на расстояние выстрела. И частенько нашим подводным лодкам это удавалось.
А где ж «Буран»? Да вот он.

«Буран» стоит за каким-то заборчиком. Возле него ходят какие-то люди. Вот зайдём мы за заборчик, а вдруг нас оттуда погонят? Поэтому ищем какую-нибудь щель, чтобы просунуть объектив фотоаппарата. Хотели залезть вон на ту лесенку, да опять же побоялись. Трусоват я стал.

Я как-то писал, про то, что видел подобный «Буран» в Москве, в парке Горького. Думал, произведёт ли он на меня сегодняшнего, такое же впечатление, как тогда. В общем-то, произвёл. Уже тогда он мне показался каким-то неряшливым, заброшенным. Да и сейчас тоже.

Весь «Буран» покрыт слоем прямоугольных плиток. Эти плитки защищают его от перегрева, когда он входит в атмосферу. Плитки — это расходный материал. После полёта часть из них планировалось заменять.
Напомню, что такое «Буран» и для чего он был нужен. Это многоразовый космический корабль. Запускали его в космос с помощью гигантской ракеты, которая называлась «Энергия». Ракета представляла собой огромный бак с топливом. К этому «баку» был жёстко прикреплён «Буран». Достигнув космоса, «Буран» отделялся от своего носителя и летел дальше сам. И если у обычного космического корабля до цели долетает и возвращается на Землю только небольшая круглая носовая часть, а всё остальное, включая двигатели, сгорает в атмосфере, то «Буран» возвращался весь. Вернувшись из космоса, он летел на крыльях, как обычный самолёт. Тормозил, выпускал шасси, садился на взлётное поле.

Он и по размеру был гораздо больше обычного космического корабля. И грузоподъёмность имел соответствующую. С помощью таких кораблей можно было забросить на космические станции гораздо больше грузов и оборудования. И экономия получилась бы значительная, если б «Бураны» пошли в серию. Ведь у него не сгорали бы в атмосфере те же двигатели.

Я не знаю, был ли он покрыт плитками до самого носа, или нос был жаростойким сам по себе. Сейчас многие плитки отвалились. Наверное, при реставрации их заменят чем-то, имитирующим подлинный материал. В свои лучшие дни «Буран» выглядел как-то так. На снимке он ещё живой, проходит обслуживание на лётном поле.

А для чего нужны были отверстия в носу? Боковые — это, наверное для ракетных двигателей, хотя самих двигателей там уже давно нет. Ведь кораблю нужно «рулить» и в космосе, где уже не годится воздушный руль и закрылки. Атмосферы-то нет. Подобные двигатели, меняющие положение корабля в пространстве, как мне кажется должны стоять и справа, и слева, и сверху, и снизу. И в носу, и в корме, подобно тому, как стоят двигатели на коммерческой подводной лодке. Вы это ещё увидите.

А тут видно, что крылья и хвост с «Бурана» сняли. Они лежат здесь же, за заборчиком. Потом их обязательно приставят к корпусу корабля. Не знаю, будут ли открывать стёкла кабины. Они должны быть прозрачными, ведь корабль должен быть пилотируемым. Хотя в космос он летал без экипажа, в автоматическом режиме.

Сверху видны ещё шесть отверстий в носу корабля. Вы уже знаете, для чего они нужны. А это самый носик. Наверное, здесь стоял стыковочный узел. Кораблю нужно было стыковаться с космической станцией. Космонавт через отверстие пролезть ещё может, а как планировалось перегружать из «Бурана» в станцию оборудование? Через такое отверстие много не пролезет.

Взгляд через щель в заборе. Вон сколько плиток отвалилось. А крылья виднеются в отдалении. Реставрация всего этого займёт много времени.

Наверное, подгадают как раз к времени постройки павильона «Космос». Для «новой ВДНХ» нужен ведь свой павильон «Космос». Он и будет где-то здесь. Окончание строительства — второй квартал 25-го года.

Работа на строительстве кипит. Справа от павильона «Крылья победы» он и будет.

Эх! Благая мысль пускать людей внутрь самолётов похоже ещё не посетила руководство музея. Даже от Ил-14 лесенку убрали. На классической ВДНХ кстати внутрь самолётов пускали. Посмотреть бы, что внутри «Бурана». Или внутри Ан-12. Хотя, сомневаюсь я, что какой-то интерьер там остался. Скорее всего, всё растащили и испортили.
А где ж подводная лодка? Неужели и она недоступна, неужели её утащили куда-то далеко? Вон она, рядом с танками, на противоположном конце площадки. Времени у нас осталось мало, надо успеть на «Орлан», поэтому к лодке мы уже почти бежим.

Коммерческая подводная лодка довольно велика и окрашена в белый цвет. Напоминает страшные белые субмарины из фильма «Обитаемый остров». Там конечно субмарина была куда больше. Но вот это впечатление обшарпанности, эти потёки ржавчины, они точно такие же, как в фильме.

Лодка была построена для экскурсантов. Для них — огромные иллюминаторы. Чтобы были лучше видны раковины цветистые и рыбки золотистые. Называлась лодка «Нептун», и построена она была там же, где строятся и боевые подводные лодки — в Северодвинске.

Использовали её в тропических морях, где вода прозрачна и есть, что посмотреть. А в России таких мест для подводных туристов, наверное, нет совсем. Север, он и есть Север. Одна треска плавает. Хотя, кто его знает, может быть, подобные места есть и у нас.

Двигатели везде, как и на «Буране». Под водой тоже нужна маневренность, как и в космосе. С этой стороны таких двигателей семь, с противоположной наверное, столько же.

Эти винты служили для перемещения лодки вверх и вниз. Она опускалась на глубину в 40 метров. Это немного, но для туристов хватит. Кстати, на такой глубине уже темно, солнечный свет вряд ли туда проникает. Скорее всего лодка погружалась на гораздо меньшую глубину.

Иллюминаторы жутко мутные, сквозь них ничего не видно, как я ни пытался что-то разглядеть. Но интерьер там должен быть. Не сказать, чтоб роскошный, но приемлемый. Это ведь для туристов.

А ещё в лодке где-то есть дизель и генератор, и системы жизнеобеспечения. А может, и не было никакого дизеля, и лодка была полностью на аккумуляторах. Надо посмотреть.

Кстати. Нашёл фото интерьера. Довольно-таки неказисто. Ну, да уж ладно. Люди платили деньги не за стильный интерьер, а за захватывающий вид за окном. Такой простой интерьер легко будет восстановить. А ещё отмыть иллюминаторы и опять же пускать людей внутрь. Это ведь не кабина космического корабля и не салон самолёта, здесь они ничего не открутят. Но не знаю, пойдёт ли руководство музея на такой шаг. Вообще, работы с лодкой тоже много, но сильно меньше, чем с «Бураном».

Вот и всё. Что хотели — посмотрели. Теперь бежим на поезд. Кое-как успели, добежали. Ну, и интерьер «Орлана» — для нас тоже экзотика, дополнение к музейным экспонатам. Об остальном напишу потом, если не забуду. Там ещё статуэтка-мышь была. Красивая и блестящая.

|
</> |