Бунин о свободе | Марк Поднос
Марк Поднос — 05.04.2012Кажется, Иван Бунин написал в «Окаянных днях», что все рассуждения о свободе есть ни что иное как способ дурачить толпу. Полагал, что миром (а скорее миропорядком – М.П.) правит честолюбие. Одно подвигает революцию и анархию. Другое устанавливает порядок. Конечно, Бунин был интеллигентом, но не бойцом, а испуганным обывателем. Но с другой стороны, было от чего пугаться.
Совсем другое – нынешние «интеллигенты». Они тоже обыватели, но какие! У одного жулика другие захотели отнять часть награбленного (конфликт Ходорковский – власти). А сколько воплей в «демократической» печати. А на поверку – жулик уже успел поделиться. И теперь интеллигенция, вкусив награбленного, кинулась защищать «устои демократии». Лозунг «Грабь пока не видят!» устраивает – он демократический. А лозунг «Грабь награбленное!» - плохой. А по сути: вор у вора дбинку украл. А рядом такой же стоит и вопит, что есть силы: «Не замай, не замай!»
Вся эта картина и есть один из моментальных снимков демократии. Б.Ельцин – «столп демократии», давший возможность толпе говорить что хочет, а уже имеющим власть хватать ее дальше без меры. Этот Ельцин, чтобы удержаться у кормушки, отдал «жадною толпою стоящим у трона» то, что ему не принадлежало. Те, зная что «придется наконец им «расчесться за овец» роздали часть невесть откуда свалившихся богатств кучке «PR-менов»: придворных журналистов и теледеятелей, а по сути купили все их орудия производства (каналы и газеты). И вот мы имее, что имеем. Свобода превратилась в вакханалию. Дурят обывателя и те, и эти и он уже не знает куда податься, где правда.
Да и есть ли она, правда для всех. Скорее всего, у каждого своя правда. У сытого – это правда, которая защищает его кошелек. У голодного – это та, которая дает ему покушать. Для одних – «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Для других – собственность «священна и неприкосновенна», если факт кражи санкционирована власть имущими.
|
</> |