Будет только хуже
varlamov.ru — 04.05.2018Фото: "Байкал Daily"
В Бурятии вчера было неспокойно. Жители посёлка Сотниково, пригорода Улан-Удэ, перекрыли трассу "Байкал" (она же Трактовая улица) после того, как фура сбила 7-летнего ребёнка на пешеходном переходе. Регулируемый переход расположен прямо у поселковой школы.
Как это обычно устроено у нас в России, оживлённая трасса, соединяющая Улан-Удэ с прибайкальскими посёлками и ведущая в Иркутск, проходит прямо посередине Сотниково и делит населённый пункт пополам.
Соответственно, жителям одной части посёлка приходится постоянно ходить в другую через шоссе.
Я неоднократно рассказывал вам про разные типы дорог. Так вот, в Сотниково загородная трасса фактически является центральной улицей. В идеале такого вообще не должно быть: шоссе не должны проходить сквозь жилые районы и тем более возле школ. Кто-то скажет, что всё в порядке, что у нас так везде и что в некоторых странах люди вон даже на путях живут – и ничего! Я бы ответил, что ни в одной развитой стране хайвэй или автобан не может проходить через центр жилого района. А если даже и пройдёт, он будет устроен так, что пешеход на него не попадёт.
Но сейчас не об этом. Давайте отталкиваться от наших реалий.
Итак, жители Сотниково перекрыли трассу "Байкал", требуя
радикальных изменений в устройстве пешеходного перехода (кстати,
полиция уже пообещала составить на них протоколы за организацию
несанкционированного митинга). Требования были как разумные, так и
вредные.
С одной стороны, жители требовали установки лежачих полицейских и
успокоения трафика, что верно.
С другой, настаивали на строительстве подземного или надземного
пешеходного перехода! Для безопасности.
И вот тут никак не могу согласиться. Потому что в данном случае
строительство внеуличного перехода только усугубит ситуацию.
Внеуличный переход лишь увеличит аварийность, особенно среди детей.
Он будет провоцировать детей нарушать правила и перебегать дорогу.
А водители, уверенные, что пешеходов на трассе больше нет, будут
разгоняться вместо того, чтобы снижать скорость. Следовательно,
жертв на дорогах станет только больше.
Здесь я хочу ещё раз вспомнить историю с переходом около школы
№1285, где я учился, на улице Свободы в Москве.
Школу от остановки отделяла дорога – по 3 полосы движения в каждую
сторону и трамвайные пути по центру. Когда я учился в школе,
надземного перехода здесь не было, и все переходили дорогу по
нерегулируемой зебре. Это была большая проблема. Периодически
кого-нибудь сбивали, и тогда на этом участке дороги появлялся
регулировщик, который несколько дней помогал детям переходить
дорогу. Потом учителя рассказывали нам о том, как нужно правильно
переходить дорогу, потом все всё забывали до тех пор, пока опять
кого-нибудь не сбивали на том же месте, и всё начиналось с начала.
Так продолжалось годами – я уже школу закончил, в институт
поступил, переехал в другой район, а на улице Свободы около дома
№4, прямо напротив двух школ, был этот злополучный нерегулируемый
переход. И вот в 2002 году – видимо, после очередного ДТП – власти
решили сделать "доброе дело" и построили огромный надземный
пешеходный переход.
В 2013 году мы с "Городскими проектами" изучили ситуацию на улице
Свободы в Москве.
Естественно, надземный переход не помог. Люди, в том числе и
школьники, с завидным постоянством игнорируют его.
Только половина пешеходов пользуется им, а 47% перебегают дорогу,
всякий раз рискуя здоровьем и жизнью.
Больше всего нарушителей в утренний и вечерний час пик, когда все
спешат на работу и с работы.
Далее мы запросили статистику ДТП с пешеходами. Так вот, одними из
самых опасных мест в районе оказались как раз те, где есть
внеуличные переходы. По статистике больше людей погибает, пытаясь
перейти дорогу в неположенном месте около действующего внеуличного
перехода, чем в аналогичным месте с регулируемым наземным
переходом.
Осознав, что люди добровольно в "удобный и безопасный переход" не
пойдут, чиновник начинает строить заборы. Это усложняет пешеходам
путь, но они всё равно выламывают заборы, перелезают через них и
идут как им удобно.
В посёлке Сотниково будет ровно та же ситуация. При этом, как
показывают исследование, наиболее опасны внеуличные переходы именно
около школ, так как молодые люди и дети обычно не осознают
опасности, уверены в своих силах, вечно спешат и перебегают
дорогу.
Какой здесь может быть выход?
В идеале – пустить трассу в обход посёлка или поднять её на
эстакаду, чтобы пешеходы вообще не пересекались с автомобилями. Тут
мне, скорее всего, скажут, что денег нет и не предвидится. На этот
случай есть набор простых мер:
1. Снизить максимально допустимую скорость внутри посёлка до 50
км/ч.
2. Применить методы успокоения трафика,
которые стимулировали бы водителей соблюдать скоростной режим и в
частности снижать скорость перед пешеходными переходами.
3. Организовать правильные пешеходные переходы. С нормально
отрегулированными светофорными фазами, с хорошей подсветкой, с
контрастным мощением. Возможно, потребуется сужение дороги до 1
полосы перед переходом.
Скорее всего, тут поднимется жуткий вой дальнобойщиков и других
нетерпеливых участников дорожного движения, но именно так было бы
правильно.
Пока же жители Сотниково всего лишь предлагают сделать ещё
хуже.
Требуйте от властей удобный и безопасный город.
|
</> |