Брюссель и собаки
bruxelloise_ru — 30.06.2017Главной собакой Брюсселя можно считать Зиннеке. И не потому, что Том Францен изваял его в 1999 с задранной лапой, тем самым добавив пса к мальчику и девочке. А потому что Зиннеке – это по-брюссельски в узком смысле дворняжка, а в широком - помесь. Зиннеке – это Сеннка , малое русло реки Сенна, на которой возник Брюссель, и которая была убрана под землю в позапрошлом веке. Реку убрали, а беспородные щенки , годные только в Сеннке утопить, носят ее имя до сих пор. И если сначало это было добродушно уничижительное слово, то к нашему времени зазвучало вполне гордо. И брюссельцы себя зачастую сами называют зиннеке ( ни фламандцы, ни валлоны), и про церковь можно написать, что она в стиле зиннеке, да и весь Брюссель тоже зиннеке, с фантастической смесью стилей, языков и событий.
Зиннеке Тома Францена не единственная бронзовая собака в городе. За сто лет до зиннеке почти на Гран-плас Ж.Дилленс изваял умирающего т'Серкласа с его собакой. Туристы обычно понятия не имеют, кто такой Серклас и чем он прославился, но морда верной собаки входит в обязательные для поглаживания на счастье части памятника ( рука-колено-собака).
А в 1987 году на площади Агора появился памятник-фонтан бургомистру Бюлсу, которого изваяли сидящим на бортике фонтана со своей собакой. У всех трех бронзовых собак есть что-то общее во внешности, для не очень внимательного зрителя они вообще одинаковы.
Памятник т'Серкласу, герою Брюсселя XIV века, с середины прошлого века исполняет желания. Из-за этого к 2011 году его протерли до дыр и после 5-ти лет работ , гражданам вернули т'Серкласа в виде бронзовой копии. На копии уже видно где надо тереть на счастье.
Собака т'Серкласа тоже популярна, нос уже натерли.
А это собака бургомистра Бюлса ( из-за которой наши туристы прозвали этот памятник Академик Павлов с собакой), и собаку и Бюлса натерли за те 5 лет, когда реставрировали т'Серкласа, и вместо него был муляж из синтетической резины.
Бюлс был не единственным бургомистром с собакой. Вот на этой можно сказать официальной фотографии бургомистр с 1909 по 1939 А.Макс у себя в кабинете тоже с собакой. Его собачку звали Мумм и она была с ним повсюду. Поскольку памятник Бюлсу делали уже 1987 году, идея изобразить его с собакой была навеяна и собакой Макса, поскольку А.Макс был чрезвычайно популярен из-за своего героического поведения во время первой мировой, тем самым часть популярности Макса переходила на Бюлса , раз он тоже с собакой.
Вообще нормально для политического и государственного деятеля быть запечатленным с собакой. Не верьте надписи. Это не Филипп Равенстайн, а его отец Адольф ( Филиппу в силу кучерявого жизненного пути орден золотого руна не достался). Но с Брюсселем они оба связаны, даже если поместье Равенстайнов реконструировано, как построенное Филиппом, землю там приобрел его отец и похоронен он тоже был не где-нибудь, а в Брюсселе. На картине Адольф Равенстайн-Клевский ( племянник Филипа Доброго и внук Яна Бесстрашного) до 1500 года.
Вот и дядя – Филипп Добрый тоже с собакой, хоть у нее и ребра торчат ( наверное охотничья ). Но это я уже забежала вперед, у меня есть картинки с ;hf;fyncrbvb uthzjufvb XIV века.
Ян III после смерти которого, Серкласу пришлось спасать Брюссель от иноземных войск ( фламандцев)
А это его дочь Иоанна ( Яна, Жанна) с мужем Венцесласом. Видите, что не герцог, то с собачкой!
Ясно, что Тин-Тин, родившийся в Брюсселе , никак не может спасать мир без собаки. На всех изображениях Тин-Тина в Брюсселе он с Милу.
А это прообраз Милу с картины XV века. При чем здесь Брюссель?
А собачка то брюссельская, видите в левом верхнем углу Св. Гудула строится.
В те времена с собаками охотились. Вот на этом рисунке брюссельского художника Бернара Ван Орлей про охоту Максимилиана ( ну да Габсбурга ) дело происходит в Брюсселе, потому что вверху справа художник изобразил церковь святого Якова. А собаки видите какие разнве в своре.
По картонам Ван Орлея На тему Охоты Максимилиана в XVII веке в Брюсселе ( два B ( Брюссель Брабант и между ними красный флажок) изготовили серию из трех шпалер ( Сбор охотников, Собственно охота и Возвращение) . Я их сфотографировала в музее Бург-ан-Бресса, где похоронена Маргарита Австрийская ( она же Савойская) – дочь Максимилиана и тетя Карла V.
Фрагмент шпалеры Сборы.
Собственно охота на косуль, фрагмент. Меня удивило, что собаки не спущены, а на поводках.
Фрагмент третьей шпалеры Возвращение. Наконец-то у пса появилась возможность сделать свои дела.
А мы тоже возвращаемся в Брюссель, в городской музей, где практически на всех картинах с брюссельскими пейзажами и жанровыми сценами есть собаки:
На картине 1690 года панорама Брюсселя ( который виден с горы в Кукельберге) несколько собак.Фрагмент с одной из них.
Фрагмент картины Семейный портрет во дворе брюссельского дворца, 1666 год.
Это самое начало XIX века, тоже семейный портрет. Но буржуазный. Здесь изображена семья главы гильдии продавцов соленой рыбы. Правда на момент написания портрета гильдии уже были упразднены.
Ну и народная свадьба , фрагмент с собакой. Раньше считалось, что это Брейгель старший, теперь пишут, что один из его сыновей.
Похожая собака есть на фотографии жителей брюссельского тупика ( начало XX века)
Гран- плас , вторая половина XIX века, на переднем плане собачий рынок
Собачий рынок на Гран-плас. Собак покупали в том числе как тягловую силу.
Продавщица черешни, Ван Гинст
Две шуточные открытки с молочницей , которая наливает молоко из Манекена, но молоко она разврзит на тележке с собакой ( и это правда жизни ,а гне шутка)
Я уже писала про Про тягловых собак в связи с поэмой Бодлера Славные псы ( которую он написал и даже напечатал в Брюсселе) и творчеством художника -анималиста Ж.Стевенса. Тележки с впряженными в них собаками встречались в Брюсселе до 1953 года, когда использовать собак в качестве тягловой силы было запрещено законом. В автобиографической книге Кити бельгийской писательницы Нел Дофф тоже упоминаются тягловые собаки . И по контрасту с ними комнатная собачка породы брюссельский гриффон. На самом деле все три породы бельгийских комнатных собак происходят от маленькой жесткошёрстной собачки, называвшейся Smousje, которая издавна встречалась в окрестностях Брюсселя
И наконец последняя фотография. На площади Же де баль ( где барахолка) , раз в год, в ближайшее к 4 октября воскресенье благославляли животных, признаваемых церковью. Нетрудно разглядеть там принесенных для благословления собак, но кого еще можно было принести я не знаю.
|
</> |