Бруталист: РАЗБОР психолога


Фильм “Бруталист” глазами психолога развития и эмоционально-образного терапевта. Привет, я Ира Гаран, и я люблю находить в очевидном неочевидное.
Жмите на флажок и читайте после просмотра: СПОЙЛЕРЫ!
Венгерский еврей-архитектор Ласло Тот приезжает в Америку после Второй мировой войны. Положение его весьма печальное - у него нет денег, нет жилья, есть тяжелая работа на стройке и провальная попытка вернуться к архитектуре - его выгоняют, не заплатив, а он молча уходит. Не это ли привлекло богатого магната Харрисона Ли Ван Бюррена - гений своей профессии, способный удовлетворить его амбиции и не только построить для него уникальное здание, но и стать его жертвой.
Хищники выбирают в стаде самую слабую лань. А Ласло Тот ослаблен - опыт концлагеря не мог пройти бесследно - это наносит ему глубокую травму. Он становится наркоманом и пьет до беспамятства. Только письма жене держат его на плаву - с ней у него удивительная связь.
Но для меня фильм не об этом. И меньше всего про тему Америки и иммигрантов (хотя это причина, почему фильм не смог бы взять Оскар как лучший). Для меня это про стремление психики к исцелению и про выбор для себя условий, приближенных к травматичному опыту. Ласло Тот строит не просто здание - он воссоздает концлагерь вплоть до высоты потолков.
Он не просто находит себе Покровителя и Спасителя, а фактически “фашиста” - абьюзера, который в момент его беспомощности, пользуется этим и совершает над ним жуткий акт насилия. Ласло Тот, находясь в невменяемом состоянии, даже не может сопротивляться. Как в свое время не мог сопротивляться своим тюремщикам.
В итоге он делает все, чтобы достроить такое значимое для него здание и вновь бежит. Вместо него приходит жена - женщина, которая тоже прошла концлагерь, но даже оказавшись в инвалидном кресле, сохраняет силу духа и желание жить дальше. Чтобы исцелиться от травмы, обязательно ли столкновение с ней напрямую, или можно прожить ее в творчестве? Он не просто воссоздает свой концлагерь, он вносит изменения в реальность и под одной крышей размещает и второй - в котором была жена.
Но выражены ли чувства после ретравматизации? Вот и в конце мы видим безвольно сидящего Ласло Тота, посвятившего жизнь созданию зданий в стиле брутализм, основная концепция которого была отказаться от декора в пользу демонстрации необработанных материалов, словно про наготу, которую испытал Ласло в своей уязвимости и беспомощности перед абьюзером.
Мой Инстаграм
|
</> |