Бронепалубные крейсера типа «Хайци»

Продолжаем рассматривать крейсера заказа 1896 года, строившиеся для восстановления Бэйянского флота после японо-китайской войны. Сегодня поговорим о кораблях, ставших самыми большими крейсерами, построенными специально для китайского флота. Фоторафий по ним много, поэтому я не ставил себе цель привести их все, отобрал только самые характерные.

«Хайци» (海圻) заложен на верфи в Уокере 11 ноября 1896 г. (заводской номер 667), спущен на воду 24 января 1898 г., вошел в строй 10 мая 1899 г.
Корпус – гладкопалубный, высокобортный, с заметной седловатостью (высота борта 6,2 м в носу, 4,2 м у миделя, 4,6 м в корме). Защита обеспечивалась броневой палубой из гарвеевской стали толщиной 1,5 дюйма в плоской части и от 3 до 5 дюймов на скосах.
Вся артиллерия – системы Армстронга. Основу вооружения составляли два 203-мм/45 орудия Pattern S в палубных установках с электрическим приводом и десять 120-мм/45 орудий Pattern Y, располагавшихся на верхней палубе. Противоминные 47-мм пушки размещались на батарейной палубе. Все торпедные аппараты – надводные, один находился в форштевне, остальные – на нижней (броневой) палубе.
В 1920-е годы на «Хайци» четыре 47-мм пушки заменены на такое же число 37-мм автоматов Максима-Норденфельда, а в 1934 году установлена примитивная система управления огнем с дальномерами на нижних марсах.
Силовая установка состояла из четырех вертикальных паровых машин тройного расширения производства фирмы «Hawthorn Leslie», сгруппированных по две на вал, четырех односторонних и четырех двухсторонних цилиндрических котлов с угольным отоплением. Номинальная мощность составляла 12 500 л.с. при естественной тяге или 17 000 л.с. при форсированной. На испытаниях «Хайтянь» развил 22,64 уз при естественной и 24,215 уз при форсированной тяге.
«Хайтянь» погиб 25 апреля 1904 г., выскочив на риф у островов Динсин (Эллиот) в провинции Цзянсу (60 миль от Шанхая).
«Хайци» в 1911 году участвовал в Коронационном ревю Георга V на Спитхэдском рейде. С 1917 года входил в состав Кантонской эскадры; в январе 1924 года вместе с основными силами Кантонского флота ушел в Циндао; в июле 1933 года в ходе мятежа Северо-Восточного флота перешел в Кантон, а в ходе очередного мятежа в июле 1935 года ушел из Кантона в Нанкин, где позднее выведен из боевого состава. 11 августа 1937 г. затоплен на р. Янцзы у Цзянъиня с целью заграждения фарватера.
Тактико-технические характеристики:

Схема "Хайци" из справочника А.С. Павлова

"Хайци" по завершении постройки, но еще под британским коммерческим флагом


Два снимка "Хайтянь" на камнях, датированные апрелем 1904 года, хотя не исключено, что сделанные позднее.

"Хайци" на Коронационном ревю на Спитхэдском рейде в июне 1911 года. Обратите внимание на цинский флаг. На заднем плане виден голландский броненосец береговой обороны "Де Зевен Провинсиен".


В орингинале фото было подписано "Hai Chi departures Barrow" ("Хайци" покидает Барроу). Тут возможно два варианта: либо подпись совершенно левая, либо снимок сделан в 1911 году, когда крейсер покидал Британию после Коронационного ревю. Ибо на гафеле виден пятицветный флаг Китайской республики.

|
</> |