«БРИТАНСКАЯ ЖЕНЩИНА ТАК ЖЕ СВЯЩЕННА, КАК И ИНДУИСТСКИЙ БОГ!..»
grid_ua — 24.09.2025
Весной 1919 года Британскую Индию лихорадило: после
того, как 18-го марта был принят Закон об анархических и
революционных преступлениях, известный более как Закон Роулэтта
(Rowlatt Act), который бессрочно продлевал чрезвычайные меры
превентивного задержания, тюремного заключения без суда и судебного
надзора, установленные в 1915 году Законом об обороне Индии
(Defence of India Act), в колонии начался хартал – всеобщая
мирная забастовка.Хартал вызвал панику в колониальной администрации: британцы не ожидали того, что индуистское и мусульманское население страны выступит единым фронтом. Вице-губернатор Пенджаба (Lieutenant Governor of Punjab) неправильный ирландец Майкл О’Двайер (Michael Francis O’Dwyer), наблюдая происходящее в вверенной его управлению провинции, высказался в том духе, что речь идёт о большом и крайне опасном заговоре. Британцы ожидали, что Индия скоро вспыхнет – буквально в мае 1919 года, – и повторится их страшный сон, Великий Мятеж 1857 года.
В сложившейся обстановке власти Пенджаба действовали, как им и положено в кризисных ситуациях, без должной гибкости, топорно. В первую очередь, О’Двайер решил обезглавить грядущее восстание: Мохандаса Ганди (મોહનદાસ કરમચંદ ગાંધી), едущего в священный город сикхов Амритсар, просто не пустили в Пенджаб, а лидеров национального движения в Амритсаре – мусульманина д-ра Сайфуддина Китчлу (सैफ़ुद्दीन किचलू) и индуиста д-ра Сатьяпала (Satyapal) – 10-го апреля пригласили к главе гражданской администрации города сэру Майлзу Ирвингу (Sir Miles Irving), где благополучно арестовали и после вывезли в неизвестном направлении.

Туземец в присутствии солдат, вероятно, британского 25-го Лондонского графства велосипедного батальона (25th County of London Cyclist Battalion) ползёт по улице Куча Кёрричен (Kucha Kurrichhan). Амритсар, провинция Пенджаб, Британская Индия, 1919 год.
Это только подлило масла в огонь – в тот же день население города вышло на улицы. Толпы людей направились к резиденции Ирвинга, дабы узнать о судьбе своих вождей. Обстановка накалилась до предела. И первыми не выдержали солдаты, стоявшие в пикете у дома сэра Майлза: они открыли огонь по толпе, убив и ранив нескольких человек.
В ответ начались стихийные погромы британских учреждений – телеграфа, банков и железнодорожного склада, – в ходе которых были убиты пятеро британцев. А на следующий день, 11-го апреля 1919 года, на узкой улочке Куча Кёрричен на пожилую английскую миссионерку англиканской церкви Марсэллу Шервуд (Marcella Sherwood), которая, опасаясь за судьбу 600 своих воспитанников, поехала на велосипеде в школу, дабы закрыть заведение и отправить детей по домам, напала обезумевшая толпа. Мисс Шервуд опрокинули на землю, избили и, по-видимому, решив, что убили, оставили в покое. Туземцы-доброхоты, среди коих, как говорят, были родители её учеников, спасли миссионерку и затем переправили в безопасное место.
Это нападение на пожилую англичанку произвело на британцев, пожалуй, большее впечатление, чем погромы и убийство пятерых подданных короны.
Временный бригадный генерал (Brigadier General) Рэджиналд Дайер (Reginald Edward Harry Dyer), получивший приказ командования следовать в Амритсар и принять все необходимые меры для наведения порядка, 19-го апреля, посетив мисс Шервуд, издал приказ, коим вменял в обязанность каждому индийскому мужчине, использующему улицу Куча Кёрричен, проползать по ней на четвереньках.
Это решение он позднее следующим образом пояснял своему собеседнику: «Некоторые индийцы ползают лицом вниз перед своими богами. Я хотел, чтобы они знали, что британская женщина так же священна, как и индуистский бог (Выделено мной. – Пан Гридь), и поэтому они тоже должны ползать перед ней тоже».
Больше интересного – тут.
|
|
</> |
Курсы повышения квалификации педагогов: новые подходы и цифровые технологии
Контрольная точка: Полночь
Автопортрет с утками
Спорная статуя актеру Деревянко в Таганроге не продержалась и суток.
Мадам Мальвина
Про государственный переворот в Омске
Песни про волшебное
Всё о грибах да ягодах, а давайте поговорим о жёлудях: для некоторых это тоже
Африканские картинки от Любови Ларионовой

