Брендон Сандерсон «Стоп-кадр»


Сразу скажу, что «Стоп-кадр» из тех книг, на которые я бы вряд ли обратила внимание (спойлер – и правильно бы сделала!), если бы не завлекательные отзывы в нашем книжном клубе. Но многим это произведение понравилось.
Начну с плюсов.
- Произведение короткое и
читается за пару часов.
- В основе лежит
достаточно неплохая (ладно, хорошая) фантастическая
идея.
- В финале автор выдает
эффектный финт ушами (а он сам считает, что даже два - но тут
ошибается).
- Читается очень тяжело и
скучно. Откровенно жалкий язык третьесортного американского
боевика. И даже без юмора.
- Фантастическое
допущение – тот самый стоп-кадр, это возможность вернуться в любой
день в прошлом, который неким образом воссоздается из реального
времени. То, как именно это делается, прописано настолько плохо,
что лучше было бы и вообще не упоминать механизм. Это то место, где
хорошая идея была спущена в унитаз. Автор прописал мир на уровне
школьного сочинения.
- Сама история – с
рваными краями. Есть ощущение, что ее небрежно выдрали из какого-то
более крупного цикла (или дописывали в цейтноте), потому что то
там, то здесь висят какие-то нитки. То бывшая жена, то рефлексия на
тему ребенка, то «ах, я не смог спустить курок», то сомнительные
отношения в среде полицейских. Но все эти попытки «добавить
психологии» довольно беспомощны, то ли в силу краткости
произведения, то ли (и в это я верю больше) неумения автора. Они не
цепляют вообще никак.
И наконец. Это не плюс и не минус, а констатация. Детектива (на который я клюнула) тут нет. Это чистой воды фантастика. На мой взгляд, плохая.
Дальше привожу комментарии автора. Осторожно, они полны спойлеров!
В послесловии он пишет: «в основе «Стоп-кадра» лежит желание рассказать многоуровневую историю, в которой разные уровни реальности соответствуют разным уровням планируемых преступлений. Моя начальная и самая классная идея сводилась к копу-детективу, который планирует убить напарника и одновременно расследует другое убийство».
И что «когда Дэвис наводит пистолет на Чеза, вы совершенно ошеломлены, ведь все время задавались вопросом, настоящий ли Дэвис. Мне хотелось, чтобы у меня получилось поменять сюрпризы местами: сначала идет тот, что вы ожидаете (Дэвис не настоящий), а потом на вас обрушивается более хитрый сюжетный ход — Дэвис собирается убить напарника. (И убил его в настоящей временной линии)».
Признаюсь, у меня даже мысли не возникло, что Дэвис – не настоящий. Возможно, я читала не особенно внимательно. Но не увидела никаких намеков на это до момента с появлением другой пары полицейских. Также и «планируемое убийство» – никак не планируется. И более того, даже и не совершается! Что вообще рушит логику этого мира.
Категорически не понравилось. Но зато автор уверен, что «Стоп-кадр» получился отличным», о чем радостно сообщает всем в послесловии. Возможно, вы поверите ему больше, чем мне

|
</> |