бремя, такое бремя

Как минимум бодро, конечно. Но то, что могло звучать относительно героически в начале XIX столетия, сейчас звучит забавно.
Впрочем, я не хочу зубоскальства и эмоций. Просто пройтись по верхам.
- Запад создал великую цивилизацию.
Что понимать под Западом и "великой цивилизацией"?
Под разделением мира на Восток и Запад есть вполне историческая база: Восточная и Западная Римские империи и Восточная и Западная церкви. Но вышло так, что а) обе империи канули в Лету и относятся к разряду "великих древних цивилизаций" и б) использовать церковную терминологию для светских структур является немного странным. Остаются два варианта: "классический" (страны Западной Европы и Америки, синхронно прошедшие через социальную модернизацию, индустриализацию, установление определённого типа общественных отношений) и "романтический" (бремя белого человека и все дела).
Если принять первый вариант, как более научный, то что мы наблюдаем от "великой цивилизации" к началу ΧΧΙ в.? Наблюдаем европейско-североамериканскую политико-экономическую (потому что политики в чистом виде там нет, только сросшаяся с экономикой) структуру, наблюдаем её детище - вульгарную социальность, внезапне заменившую общественную этику, наблюдаем минимум культуры как таковой при хаотическом вихрении субкультур-однодневок, наблюдаем экологию, за сто лет изгаженную так, как не загадили за 40 тысяч лет со времён охотников на мамонтов. В социальном плане наблюдаем третью варну сверху вниз, упорно сползающую к четвёртой. И да, эта экономическая структура колоссальна, она не имеет себе равных, она всосала в себя военную, образовательную, научную системы, она нивелировала традиционные предпочтения европейских народов, она "делает всех" и т.п. Но радости-то от этого делания.
Идём дальше. Стандарты жизни, при которых человек слез с дерева? - Это когда он их создал? После Холокоста и Хиросимы? Да, долго думал. И в чём они выражаются? - В геевенчании? - Великолепно.
Запад взял и интегрировал всё это в себя. - Красиво сказано. Только не Запад. Единство этого вашего современного запада, как мы уже поняли, обеспечивается только деятельностью экономических и политических структур. Кто там чего интегрировал? Наладили пошив непальских сумочек в Мухосранске? Ну молодца... А европеец и американец как личности - да, бывало, пытались и пытаются. Но как это отразилось в обществе? Оно интегрировало на практике самурайское презрение к смерти? - Нет, и своё растеряло. - Оно интегрировало экологическое сознание архаических племён? - Только на уровне небольшой группы неформалов, анархо-примитивистов и зелёных, в которых только ленивый навозом не швыряет. - Интегрировало индийскую теологическую многогранность? - Так и хлещет.
Интегрировало оно сумочки с тибетскими орнаментами, карибские
ракушки и эбеновые статуэточки, ароматические палочки и суши.
Хряпнув сакэ, сочинило кучу глупых псевдонаучных книжечек, село на
коврик для медитации, купленный тут же в супермаркете,
включило нью-эйдж и тащится от собственной крутости.
Как же не заказать десяток "духовных учителей" такого же уровня
(нормальные не поедут)? Заказать, конечно. Пришлите мне срочно
гуру по DHL.
Если же кто-то, подобно Шопенгауэру или Рериху, пытался что-то
интегрировать на самом деле, он подходил к этому процессу с
максимальным уважением, без презрения и ЧСВ, вникая в аутентичные
тексты или приобщаясь к среде.
Но белого человека так тяготит бремя айпэда, что его это
не только не смущает, а даже и радует:
Простите, какой правильной жизни могут научить эти люди, если страны, в которых они веками давали учение, живут в полном дерьме (а если и нет, то не благодаря, а вопреки)?
Вот основной критерий духовности по современному западному человеку: бабло. Есть бабло - есть духовность. Нет бабла - нет духовности. Полемизировать в таких категориях мне не хотелось бы. Но я не полемизирую с автором, я, так сказать, просто комментирую со своих архаичных индоевропейских (а не западных) колоколен. А давайте вспомним, в каком дерьме пребывала Европа в эпоху своих великих духовных учителей - Франциска Ассизского (который, видимо, привозил нищих и прокажённых прямо с Тибета), Прокла (который создал у себя дома приют для индийских сирот, не иначе), или первых христиан, которых тащили на арену от "высоких стандартов жизни", фигли вы думали. Ну и, конечно, нельзя было не прикрутить страшную картинку - ведь современный белый человек очень боится крови (потому предпочитает воевать кнопками) и вместе с тем очень её любит (поэтому вечерами смотрит боевички и снимает на айфончик разбивающийся самолёт). А здесь стоило бы напомнить о некогда многотысячных процессиях флагеллантов, которые, кстати, весьма повлияли на становление "западной духовности". Но автор, конечно, может возразить, что айпэды избавили великий западный мир от такого варварства.
И ведь я нисколько не преуменьшаю роли европейской (европейской,
а не западной) цивилизации. Мне с моим евроцентризмом это было бы
как минимум дико. Только вот смотреть на неё с позиций "бабло
побеждает зло" противно.
|
</> |