Brainstorm для «учёных» мастерских Древней Греции
paris-ludofest — 04.07.2016 Куда же мы в Древней Греции без Пифагоров-Фалесов! Вот, что мы уже успели проговорить, пишите, если есть какие-то дополнительные идеи, либо уточнения по этим идеям. И тем более пишите, если хотите что-нибудь из указанного провести во время фестиваля.1. Теорема Фалеса. Можно измерить высоту дерева по его тени — проблема в том, что невозможно подтвердить измерение (мы не будем залезать на дерево с верёвочкой). Можно измерить высоту дома (можно залезть с верёвочкой как минимум на балкон последнего этажа). Можно измерить расстояние до дальнего столба, зная расстояние до ближнего (это делается, но там не такая красивая формула).
2. Сила Архимеда. Сделать весы (грузики на верёвках на перекладине весов), один из грузов погружаем в воду — он становится «легче». Непонятно, насколько это будет наглядно — гораздо красивее показать детям, что под водой они могут поднять тяжёлый камень, а вытащить тот же камень из воды — уже нет. Но где мы там такое озеро найдём?
3. Винт Архимеда. Вариант с водой лично мне не очень нравится, разве только сделать трубу винта прозрачной, а воду наоборот подкрасить. Потому как видел я такие устройства неоднократно, дети крутят, радуются, но никто (в том числе и взрослые) не понимают, как это работает. Как варианте — сделать винт не для воды, а для шарика, наподобие того, что мы в Лувре видели, но тут нужны очень умелые ручки, чтобы это всё не рассыпалось на первом же ребёнке.
4. Сжечь флот зеркалами — позапрошлым летом мы пытались поджарить сосиски огромным параболическим зеркалом, и у нас получилось только разогреть их. Так что, не надо надеяться, что при помощи десятка зеркал из IKEA мы что-то там подожжём. Можно попытаться обклеить зеркалами зонтик (как в «3+2»), но это мне кажется ещё больше утопией (нужно как минимум придать зонтику правильную форму, а потом ещё поворачивать его ось вслед за Солнцем). Зато можно сделать что-то, реагирующее на меньшую температуру, например плавить свечки!
5. Солнечные часы — вечная тема, можно сделать, если придумаем, как это красиво обернуть, и если найдётся доброволец, который возьмёт на себя эту мастерскую.
6. Рычаг. Первый вариант был сделать рычаг из простого бревна, и показать, как маленький ребёнок поднимает папу. Но мы быстро поняли, что со стороны это будет выглядеть как «бревно едва не перевешивает папу, и ребёнок просто играет роль последней капли». Другое дело — если поднимать что-то менее тяжёлое, например ведро воды или песка. Из чего в таком случае можно сделать рычаг? У нас есть пластиковые трубы, можно купить доску или металлическую балку для штор. Непонятно, насколько это всё выдержит нужную нам нагрузку, не сложится пополам, не согнётся.
7. На ту же тему — подъём грузов через блоки. Но тут уж точно нужны умелые ручки. Или хотя бы альпинист-спелеолог с полной амуницией — это уже более реально. У кого есть куча разных блоков и верёвка? Кто мог бы соорудить на месте механизм для подъёма тяжёлых вёдер, а то и ребёнка в обвязке?
8. Причал — маленький ребёнок удерживает одной левой канат, за который тянет
9. Можно попытаться придумать что-то вокруг Зенона. Просто так тролить детей неинтересно, задавим интеллектом. Можно попытаться объяснить ребёнку какой-нибудь там парадокс Ахиллеса с Черепахой, чтобы он потом пытался тролить других детей. Но тоже непонятно, в какой форме это сделать.
10. Катапульта — без какой-то задней мысли, просто стрелять мешочками с песком по мишени. Например, прыгать на доску, на дальнем конце которой лежит мешочек.
Какие ещё варианты?
11. Взвешивать "корону" и определять её плотность, зная объём (вытеснение воды). Можно придумать, как дети делают "правильные короны" (из глины, например) и "поддельные" (вкладывая внутрь что-то более лёгкое или тяжёлое). Вопрос, какая точность нужна для этого.
12. Сделать фонтан Герона - нужен рукодел, лично я такое не потяну.
13. Измерить диаметр Земли. Отослать две экспедиции на машинах с телефонами, в означенное время измерить угол между вертикалью и направлением на Солнце. Непонятно, насколько хватит нашей точности "на коленке".
|
</> |