Бойтесь китайцев, дары приносящих
varlamov.ru — 26.04.2019Фото: AP
Примерно так и появилась эта инициатива. Сначала её назвали "Шёлковый путь" в честь древнего торгового пути из Китая на Запад. Но это замыкало Китай на строительство инфраструктуры только в странах Азии. "Мелко это как-то, — подумали в Китае. — Не зря же мы называемся Поднебесной (то есть "весь мир")!" И придумали "Экономический пояс Шёлкового пути и Морской Шёлковый путь XXI века", но этот бренд как-то не прижился, и появился "Один пояс, один путь", сокращённо ОПОП.
Когда зарубежные страны прослышали про этот аттракцион невиданной щедрости ("Прикинь, дают бабки и сами на них дороги и аэропорты строят!"), в него вписались почти 50 стран. Китайцы накрыли пышный банкет, наливали всем водку со вкусом керосина "Маотай" (56 градусов) – и понеслась! Аэропорт в Шри-Ланке! Дорога в Казахстане! Порт в Пакистане! Трубопровод в Африке! Железная дорога в Перу! В настоящее время Китай в рамках ОПОПа реализует 1700 зарубежных проектов на 900 млрд долларов США.
Фото: ImagineChina / AP
Но, как это часто бывает после попойки, наутро всё представляется уже не в таком радужном свете. Помните, как в мультфильме Миядзаки "Унесённые призраками" родители девочки накидываются на еду и превращаются...
Началось всё со Шри-Ланки. Там китайцы построили аэропорт, морской порт и ещё стадион! Все были счастливы, пока не пришла пора платить по долгам. "Хм, а денежки где брать будем? — подумали в Шри-Ланке. — А ничего, у китайцев перезаймём!" Это как с микрокредитами: берёшь один, потом берёшь ещё один, чтобы рассчитаться по первому, сумма задолженности всё растет, и в итоге ты оказываешься на самом социальном дне, а потом приходят коллекторы. И Китай тоже не заставил себя долго ждать: "Не можете расплатиться? Ну и ну. Надо осторожнее быть, что же вы так... Даже не знаем, чем вам помочь... Ладно, давайте ваш новый порт в аренду Китаю на 99 лет. Не очень-то, конечно, нужно, но что с вами, дураками, поделаешь!"
Фото: S.Kodikara / AFP
Потом стало ясно, что эта проблема системная: новые железные дороги в Кении и Эфиопии оказались убыточными, темпы строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали серьёзно отстают от графика. Пакистан уже еле справляется с долговой нагрузкой, а она всё растет...
Такая политика получила название "дипломатия долговой ловушки". Многие страны стали подозревать что-то неладное и переосмысливать свое участие в ОПОПе. Малайзия, например, отказалась от строительства железной дороги, которая вряд ли когда-нибудь окупилась бы. Правда, потом снова решила её строить, потому что китайцы неожиданно согласились снизить стоимость на 1/3 (а что, так можно было?!).
Рендер: MyHSR
А зачем ОПОП России? Пока не очень ясно. Каких-то крупных китайских инфраструктурных проектов в России не реализуется. От скоростной дороги "Москва — Казань" отказались (и слава богу, с нашим населением и расстояниями она никогда не окупилась бы). У нас своих желающих построить мосты и железные дороги хватает, и вы наверняка знаете фамилии этих своих желающих.
Наверное, мы поддерживаем Китай, потому что они же всё-таки наши друзья... Хотя, может, рискнуть и занять у них на новые дороги в Омске? Что скажете?
|
</> |