Бой при Лужках 7 (17) октября 1664 г. Литовская засада


О том, как князь Данила Барятинский в засаду попал…
Князь Даниил Афанасьевич Барятинский имел неплохой послужной список полкового воеводы.
В 1656 г. он участвовал в осаде Дерпта и был послан к царю с сеунчем о взятии города. Летом 1661 г. ходил с отрядом из Смоленска под Борисов и Старый Быхов для снабжения их запасами, побил полковника С. Кмитича при Благовичах. В конце того же года направлен с полком в Полоцк, на помощь кн. И.А. Хованскому. В декабре 1663 г. разбил литовских волонтеров С. Черневского и «Кривого сержанта» у села Заболотье. Позднее, в 1670 г., неоднократно побеждал отряды Степана Разина под Козьмодемьянском, Ядриным и Курмышом. В 1679 г. он был пожалован в окольничие, а в 1688 г. стал боярином.
Но в его боевой биографии был весьма «мрачный эпизод» разгрома его полка литовскими волонтерами в бою под Лужками 7 октября (17 – по новому стилю) 1664 г.
Литовские волонтёры в конце войны 1654-1667 гг. представляли собой полубандитские формирования во главе со своими «полевыми командирами». Они вели в основном партизанскую войну, досаждали русским воеводам, совершая набеги на пограничные земли, занимаясь не столько войной, сколько грабежами и разбоем. Одним из таких одиозных командиров был «полковник» Стефан Войцех Черневский (Czerniewski или Czarniawski).

1 (10) октября 1664 г. воевода князь Петр Долгоруков, находившийся с войском в Полоцке, узнал, что в 15 верстах за Дисною, в местечке Язне, стоит литовский полковник Черневский, а с ним «конных и пеших людей восмь хорунг, а (другой полковник) Дятлович стоит под Глубоким, а с ним семь хорунг…». На следующий день Долгоруков пришел под Дисну, осадив город с литовским гарнизоном. Затем он послал против неприятеля своего товарища князя Даниила Барятинского, с которым пошло 3 тыс. конницы Новгородского разряда, а вместо пехоты «донских казаков и драгунов з двесте человек». Барятинскому приказано идти на Черневского к Язно, причем если противник уйдет «в дальние места», то его не преследовать. Князь Данила Барятинский со своим полком пришел в село Черневичи в 30 верстах от Дисны. Долгоруков послал к нему «станицу» Т. Дубровина, приказав возвращаться в обоз под Дисной.
7 (17) октября Данила был уже у села Лужки в 40 верстах от Дисны. Он отказался выполнять приказ Долгорукова и, увлеченный погоней, пошел преследовать уходящего от него Черневского. Однако, как только он отошел «от местечка Лушков версты четыре и полковник Черневской с полком своим, пропустя ево, пришел… сзади, а пехоту завел со стороны в тесных местех». В результате «с теми польскими и литовскими с конными и с пешими людьми был бой и на том… бою великого государя ратным людям урон учинился, а иных по лесам разогнали».
Из данного описания хода сражения следует, что Барятинского подловили во время движения по лесной узкой дороге, где невозможно было развернуться и отразить атаку противника. Получив вести о поражении своего товарища, Долгоруков «ходил из под Дисны» на Черневского, но полковник, «сведав о том… с тех мест побежал». Многие ратные люди из полка Барятинского, которые «были в лесах», позднее к Долгорукову «в полки вышли».
Сведений о погибших в данном документе нет.
Сохранилась ли роспись погибших и раненых, пока не знаю.

Прим. В ряде документов и исследований село Лужки именуется как «Лушки», однако настоящее название: Лужки (Шарковщинский район Витебской области).