Боровичи. Весна 2019

топ 100 блогов nord_ursus28.06.2019 Поездка на железнодорожную ветку Угловка - Боровичи, о которой я рассказал в прошлый раз, стала поводом для моего повторного посещения этого интересного города в Новгородской области (в Боровичах я уже был пять лет назад, в мае 2014 года). На город у нас было пять часов — от прибытия поезда из Угловки до его обратного отправления. Так что ходить по старинному городу можно было довольно неспешно.

Боровичи. Весна 2019

2. Железная дорога в Боровичах заканчивается тихой и атмосферной станцией с очень красивым деревянным вокзалом 1876 года постройки (подробнее я уже показывал в прошлой части). В 2014 году я приезжал и уезжал из Боровичей на автобусе — пригородный поезд тогда не ходил (но зато ещё ходил отменённый годом позже поезд на Москву). Впрочем, на вокзале я побывал и тогда.

Боровичи. Весна 2019

Сразу же за вокзалом расположен тупик, что в малых городах бывает нечасто (даже в Весьегонске и Кинешме не так). Дальше находится река Мста, за которую железная дорога так и не ушла. Поэтому вокзал в Боровичах расположен на левобережной стороне, несмотря на то, что исторически основная часть города — на правом берегу; город чётко разделяется Мстой на две стороны, которые, как и в Новгороде, имеют свои исторические названия: Спасская (левобережная) и Торговая (правобережная).

3. Ну а мы идём в город. Как я успел заметить и в первый приезд, Боровичи местами удивляют архитектурным размахом, совершенно не свойственным районному городу (Боровичи, конечно, город не самый маленький — 50 тысяч жителей, но тем не менее). Вот, например, конструктивистский ДК Боровичского комбината огнеупоров, построенный в 1930-е годы.

Боровичи. Весна 2019

Сам комбинат огнеупоров, крупнейшее предприятие города, — я уже показывал в прошлой части из окна поезда: железная дорога проходит прямо через его территорию, и для него она и была в 1874-77 годах построена. Несколько интересных советских зданий на левобережной стороне было построено как раз при этом комбинате, во время его расширения в 1930-е годы.

4. Эта советская мозаика, видимо, посвящена той же теме:

Боровичи. Весна 2019

5. Необычное название улицы рядом с вокзалом. Возможно, это в честь одноимённого журнала.

Боровичи. Весна 2019

6. Ещё конструктивизм:

Боровичи. Весна 2019

7. Ну и вот, самый впечатляющий образец — дом инженерно-технических работников 1935 года постройки. Столь солидный конструктивизм не затерялся бы и в Иваново, а то и в Питере. Где ещё в провинциальном малом городе такое найдёшь?

Боровичи. Весна 2019

8. А напротив него стоит послевоенная сталинка — тоже совсем не районного масштаба. С 2014 года этот дом отремонтировали, тогда он был сильно обшарпанным.

Боровичи. Весна 2019

А вообще Боровичи — город старинный, и ему больше пятисот лет. Будущий город впервые упоминается под названием Боровицкий погост в 1495 году — тогда же, когда и Угловка. Городом и центром уезда Боровичи становятся при Екатерине II, и от этого тоже немало сохранилось, но в основном на правом берегу.

9. Есть немного старой застройки и на левом берегу, но тут почти всё деревянное. Попадаются в домах вот такие двери. Интересно, сколько им лет.

Боровичи. Весна 2019

10. А в цоколе часто встречается огнеупорный кирпич местного производства. В первый приезд я как-то не обратил внимания на эту деталь, а сейчас постоянно бросалось в глаза. Можно даже сказать, что огнеупорный кирпич — одна из "визитных карточек" города. Вспоминается реклама "Строишь дом? В Боровичи приезжай по кирпичи!".

Боровичи. Весна 2019

11. Небольшая площадь с ещё одним домом культуры — уже сталинским. На переднем плане — стела "Наука".

Боровичи. Весна 2019

12. И на этой же площади — управление Боровичского комбината огнеупоров. Надо сказать, помимо повсеместного в масштабах города (и, наверное, района) распространения его продукции, в городе весьма заметно и "информационное" присутствие БКО — в виде, например всяких плакатов, посвящённый комбинату. В жизни города БКО явно играет серьёзную роль.

Боровичи. Весна 2019

13. Ну а мы выходим на берег Мсты. Погода прохладная: хоть и апрель выдался в этом году солнечным и тёплым, но как раз в те дни было похолодание, и в Боровичах нас сопровождала пасмурная погода. Видно, что Мста разливается, но скорее всего, пик половодья был ещё впереди, так как в лесах в то время снег ещё не дотаял.

Боровичи. Весна 2019

14. Вот мы уже на правом берегу. Кстати, когда Новгородская земля (которая была на порядок больше современной области) до XVIII века делилась на пятины, по Мсте проходила граница Деревской (по левую сторону) и Бежецкой (по правую) пятин. А Мста долгое время была важной судоходной артерией, связывавшей балтийский бассейн (к которому сама относится) с волжским, а при Петре I на этом водном пути появилась и Вышневолоцкая водная система. Но именно участок в районе Боровичей был наиболее сложным из-за порогов, на которых часто разбивались суда. В двадцати километрах выше по Мсте есть интересное село Опеченский Посад, где жили лоцманы, проводившие суда по порогам.

Боровичи. Весна 2019

15. А перешли мы реку по вот этому мосту с красивой железной фермой. Он построен в 1905 году, и сейчас это одна из главных городских достопримечательностей. Мост ныне пешеходный — после того, как в 2005 году (аккурат к его столетию) в городе построили автомобильный мост.

Боровичи. Весна 2019

16. Вода во Мсте тёмная при любой погоде. Всё-таки название её означает "чёрная" с финно-угорских языков (по-фински "чёрный" — Musta). Как видно, у берегов разливающейся реки ещё лежат остатки льда. На другом берегу виден микрорайон, построенный в 80-е годы. Оттуда доносились чьи-то голоса, и была какая-то слегка сонная атмосфера.

Боровичи. Весна 2019

17. Утром того дня, вероятно, был заморозок, раз такая наледь у стока воды появилась.

Боровичи. Весна 2019

18. Рядом с рекой — атмосферные старые кварталы с деревянными домиками. В первый приезд я сюда не доходил.

Боровичи. Весна 2019

19.

Боровичи. Весна 2019

20. На иных улицах уже каменная архитектура. И достаточно добротная. Есть, например, дома с коваными балконами.

Боровичи. Весна 2019

21. А есть и симпатичный модерн:

Боровичи. Весна 2019

22. И горки. В Боровичах ещё есть какой-никакой рельеф, в отличие от плоского Новгорода.

Боровичи. Весна 2019

23. Доходим до безымянной площади, это самый центр и одна из основных точек притяжения в городе. В кадре видна администрация Боровичского района.

Боровичи. Весна 2019

24. А тут справа видны торговые ряды (построены в XIX веке), по которым правобережная сторона Боровичей и называется Торговой. Ещё в первый приезд я обратил внимание, что Боровичи порой кажутся больше, чем они есть. По уровню движухи и многолюдности порой возникает ощущение, что находишься в небольшом областном центре вроде того же Новгорода или Пскова.

Боровичи. Весна 2019

25. Отойдём в сторону от основных улиц. Это — улица Гоголя. В здании слева сейчас находится военкомат.

Боровичи. Весна 2019

26. И по этой табличке выходит, что предназначение здания, по сути, не изменилось.

Боровичи. Весна 2019

27. Детали города:

Боровичи. Весна 2019

28. А вот и характерно боровичское здание из огнеупорного кирпича. Уже советское.

Боровичи. Весна 2019

29. И огнеупорные двухэтажки!

Боровичи. Весна 2019

30. И их дворы:

Боровичи. Весна 2019

31. Дальше по улице Гоголя мы дошли до 7-го микрорайона, где я в первый приезд тоже не был. Он застраивался в позднесоветские годы.

Боровичи. Весна 2019

32. В том числе поздними сериями улучшенной планировки. Возможно, часть домов построена уже в 90-е.

Боровичи. Весна 2019

33. За микрорайоном открылся вот такой вид. Овраг с гаражами, а за ним холм с кладбищем. Там уже заканчивается город. Это место мне напомнило окраину Ржева.

Боровичи. Весна 2019

34. И тут же рядом находится узкое и длинное озеро Сушанское, внешне больше похожее на реку, что справедливо, поскольку это старица протекающей рядом речки Вельгии. В середине апреля озеро покрыто ещё довольно крепким льдом. Кстати, я бы не удивился, если бы увидел на нём рыбаков :)

Боровичи. Весна 2019

35. Через Сушанское, аки через реку, переброшен подвесной пешеходный мост, который скрипит и ходит ходуном, когда идёшь по нему. На той стороне уже заканчивается город, и находится деревня Пристань (видимо, уже наполовину дачная). Туда мы уже не пошли, хотя можно было бы дойти до усадьбы Гверстянка.

Боровичи. Весна 2019

36. Весенние ручьи:

Боровичи. Весна 2019

37. Идём обратно. Удалось поймать вот такой интересный ракурс. Видны церкви Свято-Духова монастыря, к которому подойдём чуть позже, за ними можно разглядеть управление БКО, которое я уже показывал, а вдали виднеются девятиэтажки на левобережной стороне.

Боровичи. Весна 2019

38. Снова старая уездная застройка. В то время это была самая окраина, так что и дома попроще.

Боровичи. Весна 2019

39. Но попадаются дома с интересной резьбой.

Боровичи. Весна 2019

40. Рядом находится мебельная фабрика, магазины которой ("Боровичи-Мебель") я не раз видел в Питере. Тут тоже фирменный магазин, у которого стоит стул для уставших великанов. Кстати, там висит табличка с просьбой не пытаться на него залезть и посидеть :)

Боровичи. Весна 2019

41. Два поколения одной марки автомобилей:

Боровичи. Весна 2019

42. Ну а это Свято-Духов Боровичский монастырь, подходя к которому, мы попали под короткий заряд мокрого снега. Монастырь старинный — основан в XIV веке, то есть ещё до первого упоминания самого Боровицкого погоста, то есть нынешнего города.

Боровичи. Весна 2019

43. Церковь святого Иакова Боровичского, построенная в 1872 году. В мой первый приезд тут шла реставрация, которую теперь уже закончили. Видно, кстати, что барабан с куполом восстановили уже в наше время.

Боровичи. Весна 2019

44. Собор Святого Духа (1676 год) — главный храм обители и самое старое сохранившееся здание города. За ним видны ворота с надвратной церковью и колокольней (1792 год). Что интересно, сейчас вход в монастырь не там, а возле церкви Иакова. По площади монастырь довольно маленький.

Боровичи. Весна 2019

45. Уже приближалось время отправления обратного поезда, и мы выдвинулись к вокзалу. Обратно на левый берег идём по автомобильному мосту. Хотя на самом деле, можно было прямо от монастыря идти по ещё одному подвесному пешеходному.

Боровичи. Весна 2019

46. Вид на монастырь с моста:

Боровичи. Весна 2019

47. Подходим снова к вокзалу. Вот это деревянное здание за тупиком ЖД путей я уже показывал в прошлой части.

Боровичи. Весна 2019

48. Ну а нас уже ждёт обратный поезд. Мы пришли почти за полчаса до отправления, но вагон был открыт, и мы, уставшие от долгой ходьбы по городу, решили сразу садиться.

Боровичи. Весна 2019

Тот же самый вагон, та же проводница (она же кассир-контролёр). И по той же ветке мы едем 50 минут до Угловки, созерцая весеннюю природу за окном. Пассажиров на обратном пути было побольше, чем когда ехали туда.

49. Высаживаемся в Угловке. Тепловоз сразу дал гудок, и поезд с одним вагоном резво укатил "загонкой" в Бологое, где он базируется.

Боровичи. Весна 2019

50. Обратный маршрут полностью аналогичен пути в Боровичи. В Угловке нам надо пересесть на Ласточку Бологое - Петербург. Но ждать её нужно уже не полтора часа, а только 50 минут. Зайдя в поселковый магазин у станции, мы снова решили прогуляться по Угловке. По пристанционной её части, где ходили утром.

Боровичи. Весна 2019

51. Неказистые улочки:

Боровичи. Весна 2019

52. Деревянные дома, коты...

Боровичи. Весна 2019

53. Поленницы и уже знакомая церковь Рождества Христова.

Боровичи. Весна 2019

54. Возвращаемся на станцию. На ней я заснял грузовой поезд под электровозом ВЛ10. Это уже старая модель, и сейчас их массово выводят из эксплуатации.

Боровичи. Весна 2019

А потом, когда уже смеркалось, к высокой платформе приехала Ласточка (вероятно, тот же состав, на котором мы ехали утром). Садимся, и дальше — три часа дороги до Питера, где мы поздним вечером вышли на Московском вокзале, закончив эту однодневную поездку.

Угловка и поезд на Боровичи
Боровичи

БОРОВИЧИ - 2014 год:
Левый берег
Правый берег

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Разговаривали сегодня относительно применения нейросетей для создания так называемого умного оружия. Эта тема достаточно понятна. Но на ее пути есть ряд проблем. Одна из главных проблем, как машина будет определять кто враг, а кто друг. Кого нужно убить, мимо кого пролететь. Можно ...
Не получилось! Это Ё-мобиль, от выпуска которого Михаил Прохоров отказался. Получилось! Это танк на платформе «Армата». Получилось не очень! Это Сухой Суперджет 100, среднемагистральный гражданский самолет, который даже не совсем российская разработка. Пол ...
Информация о музыке: Исполнитель: VA Альбом: Лед - Девять Vol. 6 Год выпуска: 2011 Жанр: Rap, Hip-Hop Количество композиций: 28 Время звучания: 81 min Формат | Качество: MP3 | 192 kbps Размер: 128 mb Скачать с: Letitbit.net, Turbobit.net, Depositfiles.com ...
...
SPX ралли в конце года впечатляет... Два отчета по инфляции на прошлой неделе показали, что инфляция потребительских и производственных цен ослабла. Затем в среду днем ФРС высказала предположение, что она может прекратить повышение ставок и даже трижды понизить их в следующем году. ...