Борис Кустодиев
bogachkova1957 — 13.05.2025
Третьяковская галерея представила монографическую выставку Бориса Михайловича Кустодиева (1878–1927) – одного из крупнейших русских живописцев первой четверти XX века.
Творчество Бориса Кустодиева многогранно: он работал как станковист, сценограф, увлекался скульптурой, свободно владел разнообразными графическими техниками и приёмами рисования. Художник писал портреты современников, пейзажи и жанровые произведения, запечатлевая жизнь и колорит России, особенности национального характера, быт и праздники русской провинции. В своём искусстве он соединил традиции реализма с импрессионизмом и символизмом, обогатив их элементами русского фольклора и народного искусства. К середине 1900-х годов художник создал неповторимый стиль и собственную живописную Россию – «Страну Кустодию». Но этот раздел выставки, который занимает около 80% выставочного пространства, я не буду представлять – это совсем не моя тема, для меня художник был и остаётся, прежде всего, мирискусником.
А начну обзор выставки с раздела «Портреты». Борис Кустодиев начал создавать свои великолепные портреты ещё во время обучения в Императорской Академии художеств. Ориентирами для него служили психологический реализм Ильи Репина, искусство Валентина Серова с его умением выразить индивидуальный характер модели и виртуозное мастерство владения кистью шведского художника Андерса Цорна.
Тонкий по характеристике «Портрет художника И.Я. Билибина», исполненный в изысканной гамме черных и жемчужно-серых тонов, был отмечен в 1901 году на Международной выставке в Мюнхене малой золотой медалью. Его признали лучшим мужским портретом года. Билибину на портрете 25 лет. Иван Яковлевич полон чувства собственного достоинства. Он позирует в любимом «онегинском» сюртуке. Портрет почти монохромен, украшает его лишь красная точка цветка в петлице и белое пятно рубашки.
А с «Портрета В.В. Матэ» (1902) для Кустодиева начинаются поиски новых пространственных построений, которые приведут его к созданию картин-портретов, трактуемых в соответствии с характером деятельности изображаемого персонажа. И, конечно, на формирование окончательного стиля художника оказала живопись старых мастеров – Веласкеса, Рубенса, Тициана.
Параллельно в творчестве Кустодиева получила развитие тема парадного и салонного портрета, напрямую связанная с его потребностью в композиционном разнообразии, изяществе живописной фактуры и красоте в целом. «По-моему, красота – высшее наслаждение в жизни, и мы, художники, служа ей, должны глубоко изучать жизнь и брать от неё самое острое, самое красивое» - считал мастер.
Кустодиев свободно обращался к разным техниками, создавал свои портреты разной степени совершенства, прибегая к работе маслом, пастелью, темперой. Не менее хороши и графические портреты Кустодиева, в которых открываются новые грани творчества художника как яркого представителя Серебряного века.
Его графика развивалась, отражая не только эволюцию самого художника, но и тенденции времени, путь от живописного рисунка начала 1900-х к изысканной линии модерна второй половины 1900-х, к острому экспрессивному рисованию середины 1910-х и 1920-х годов.
Из Русского музея привезли на выставку групповой портрет художников общества «Мир искусства», заказанный Кустодиеву для Третьяковской галереи Игорем Грабарём в память о состоявшемся 6 октября 1910 года собрании, на котором было принято решение организовать общество. Сам Кустодиев также присутствовал на этой встрече. Художник создаёт «парадный» портрет мирискусников по образцу голландских цеховых портретов, изображая оживлённо беседующих участников за столом в интерьере, украшенном картинами – свидетельствами их профессиональных занятий.
Всех мастером на картине можно узнать: слева сидит И. Грабарь, правее рядом с ним – Н. Рерих, ещё правее – Е. Лансере; И. Билибин стоит под левым зеркалом, произнося тост; сам Кустодиев изображён спиной к зрителю, по правую руку от Грабаря; справа от Кустодиева повернулась к зрителю лицом А. Остроумова-Лебедева, на переднем плане стоит К.С. Петров-Водкин, справа под зеркалом анфас изображён К. Сомов, слева от которого – Н. Милиоти, справа спиной – М. Добужинский.
Этюды 1910 года и эскиз группового портрета Кустодиев исполнил в квартире Александра Бенуа на Васильевском острове, затем место действия было перенесено в гостиную дома М. Добужинского. Работа с перерывами продолжалась почти 10 лет, но таки и не завершилась. Кустодиев создал настоящую галерею «типов». Грабарь вспоминал: «Он сделал эскиз картины, изображающей собрание членов общества на квартире Добужинского, в одной из его стильных комнат. Для каждого из художников, размещённых им вокруг длинного стола, он нашёл тонкую характеристику, индивидуальный текст, свой наклон головы».
А раздел «Семья» я хочу совместить с изображением цветов в творчестве Кустодиева.
Особое место в экспозиции занимает раздел, посвящённый «Русской Венере». В 1915 году художник впервые обратился к изображению обнажённого женского тела и написал легендарную «Красавицу».
А во время работы над «Купальщицей» Кустодиев положил перед собой репродукцию знаменитой «Одалиски» Жана Энгра.
Но по-настоящему каноническим стало полотно «Русская Венера» (1925-1926), для которого позировала дочь художника. Венеру Кустодиев написал на другой стороне холста с групповым портретом «На террасе» (1906), написанным в усадьбе Терем. Дело в том, что время было трудное и для картины не нашлось холста подходящего размера. На выставке экспонируются оба полотна. И если не знать, то ни за что не догадаешься, что холст у них один на двоих.
Не могу сказать, что выставка Бориса Кустодиева получилась яркой, цельной и масштабной. Но она интересна, особенно тем, кто только начинает знакомиться с художником. А эпиграфом к проекту Третьяковской галереи можно считать пророческую фразу живописца, графика и театрального критика Сергея Глаголя о Кустодиеве: «Думается, что недалеко то время, когда… на стенах… музеев, конечно, найдут себе лучшее место создания Кустодиева, возрождающие жизнь, которая протекала в этой обстановке и которую, кто знает, быть может, ещё не раз со вздохом сожаления вспомнит Россия».
Как повысить узнаваемость компании с помощью digital-инструментов
Новости "Великого Турана"
Про Вифлеемскую звезду
Про ёлки, мандарины и цвет белья
Идеальный пляж, который вам жизненно необходим
Не зря природа тёплого придумала кота
Валенсия, вечер
Игры в свинарнике
Как создавали сказочный мир "По щучьему веленью" (2023)

