Борис Кустодиев

топ 100 блогов bogachkova1957 — 13.05.2025

Третьяковская галерея представила монографическую выставку Бориса Михайловича Кустодиева (1878–1927) – одного из крупнейших русских живописцев первой четверти XX века.

Борис Кустодиев. Автопортрет (На охоте). 1905. Холст, масло. ГРМ.
Борис Кустодиев. Автопортрет (На охоте). 1905. Холст, масло. ГРМ.

Творчество Бориса Кустодиева многогранно: он работал как станковист, сценограф, увлекался скульптурой, свободно владел разнообразными графическими техниками и приёмами рисования. Художник писал портреты современников, пейзажи и жанровые произведения, запечатлевая жизнь и колорит России, особенности национального характера, быт и праздники русской провинции. В своём искусстве он соединил традиции реализма с импрессионизмом и символизмом, обогатив их элементами русского фольклора и народного искусства. К середине 1900-х годов художник создал неповторимый стиль и собственную живописную Россию – «Страну Кустодию». Но этот раздел выставки, который занимает около 80% выставочного пространства, я не буду представлять – это совсем не моя тема, для меня художник был и остаётся, прежде всего, мирискусником.

А начну обзор выставки с раздела «Портреты». Борис Кустодиев начал создавать свои великолепные портреты ещё во время обучения в Императорской Академии художеств. Ориентирами для него служили психологический реализм Ильи Репина, искусство Валентина Серова с его умением выразить индивидуальный характер модели и виртуозное мастерство владения кистью шведского художника Андерса Цорна.

Борис Кустодиев. Портрет художника И.Я. Билибина. 1901. Холст, масло. ГРМ.
Борис Кустодиев. Портрет художника И.Я. Билибина. 1901. Холст, масло. ГРМ.

Тонкий по характеристике «Портрет художника И.Я. Билибина», исполненный в изысканной гамме черных и жемчужно-серых тонов, был отмечен в 1901 году на Международной выставке в Мюнхене малой золотой медалью. Его признали лучшим мужским портретом года. Билибину на портрете 25 лет. Иван Яковлевич полон чувства собственного достоинства. Он позирует в любимом «онегинском» сюртуке. Портрет почти монохромен, украшает его лишь красная точка цветка в петлице и белое пятно рубашки.

Борис Кустодиев. Портрет В.В. Матэ. 1902. Холст, масло. ГРМ.
Борис Кустодиев. Портрет В.В. Матэ. 1902. Холст, масло. ГРМ.

А с «Портрета В.В. Матэ» (1902) для Кустодиева начинаются поиски новых пространственных построений, которые приведут его к созданию картин-портретов, трактуемых в соответствии с характером деятельности изображаемого персонажа. И, конечно, на формирование окончательного стиля художника оказала живопись старых мастеров – Веласкеса, Рубенса, Тициана.

Борис Кустодиев. Портрет А.Д. Романовой. 1908. Холст, темпера, пастель. ГРМ.
Борис Кустодиев. Портрет А.Д. Романовой. 1908. Холст, темпера, пастель. ГРМ.
Борис Кустодиев. Портрет Р.И. Ноттафт. 1919. Холст, пастель. ГРМ.
Борис Кустодиев. Портрет Р.И. Ноттафт. 1919. Холст, пастель. ГРМ.

Параллельно в творчестве Кустодиева получила развитие тема парадного и салонного портрета, напрямую связанная с его потребностью в композиционном разнообразии, изяществе живописной фактуры и красоте в целом. «По-моему, красота – высшее наслаждение в жизни, и мы, художники, служа ей, должны глубоко изучать жизнь и брать от неё самое острое, самое красивое» - считал мастер.

Борис Кустодиев. В театре. 1919. Бумага на картоне, пастель. ГТГ.
Борис Кустодиев. В театре. 1919. Бумага на картоне, пастель. ГТГ.
Борис Кустодиев. Танцовщица в кабаре. 1904. Холст, пастель. ГРМ.
Борис Кустодиев. Танцовщица в кабаре. 1904. Холст, пастель. ГРМ.

Кустодиев свободно обращался к разным техниками, создавал свои портреты разной степени совершенства, прибегая к работе маслом, пастелью, темперой. Не менее хороши и графические портреты Кустодиева, в которых открываются новые грани творчества художника как яркого представителя Серебряного века.

Борис Кустодиев: Портрет Ю.Е. Прошинской (Жена Художника). 1901. Картон, уголь, сангина, мел. ГРМ. - Портрет М.И. Ершовой. 1912. Бумага, карандаш, уголь, акварель, белила. Частное собрание.
Борис Кустодиев: Портрет Ю.Е. Прошинской (Жена Художника). 1901. Картон, уголь, сангина, мел. ГРМ. - Портрет М.И. Ершовой. 1912. Бумага, карандаш, уголь, акварель, белила. Частное собрание.

Его графика развивалась, отражая не только эволюцию самого художника, но и тенденции времени, путь от живописного рисунка начала 1900-х к изысканной линии модерна второй половины 1900-х, к острому экспрессивному рисованию середины 1910-х и 1920-х годов.

Борис Кустодиев. Портрет З.Е. Розе. 1904. Картон, уголь, сангина, белила. ГТГ.
Борис Кустодиев. Портрет З.Е. Розе. 1904. Картон, уголь, сангина, белила. ГТГ.
Борис Кустодиев: Портрет Н.А. Кузнецовой. 1919. Бумага на картоне, карандаш, сангина, белила. ГРМ. - Портрет К.Н. Семеновой. 1920. Бумага, карандаш. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
Борис Кустодиев: Портрет Н.А. Кузнецовой. 1919. Бумага на картоне, карандаш, сангина, белила. ГРМ. - Портрет К.Н. Семеновой. 1920. Бумага, карандаш. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
Борис Кустодиев: Портрет Евдокимовой. 1925. Бумага, карандаши. ГРМ. - Портрет Н.И. Комаровской. 1925. Бумага, карандаш, акварель, сангина. Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург.
Борис Кустодиев: Портрет Евдокимовой. 1925. Бумага, карандаши. ГРМ. - Портрет Н.И. Комаровской. 1925. Бумага, карандаш, акварель, сангина. Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург.

Из Русского музея привезли на выставку групповой портрет художников общества «Мир искусства», заказанный Кустодиеву для Третьяковской галереи Игорем Грабарём в память о состоявшемся 6 октября 1910 года собрании, на котором было принято решение организовать общество. Сам Кустодиев также присутствовал на этой встрече. Художник создаёт «парадный» портрет мирискусников по образцу голландских цеховых портретов, изображая оживлённо беседующих участников за столом в интерьере, украшенном картинами – свидетельствами их профессиональных занятий.

Борис Кустодиев. Групповой портрет художников общества «Мир искусства». 1916-1920. Эскиз. Холст, масло. ГРМ.
Борис Кустодиев. Групповой портрет художников общества «Мир искусства». 1916-1920. Эскиз. Холст, масло. ГРМ.

Всех мастером на картине можно узнать: слева сидит И. Грабарь, правее рядом с ним – Н. Рерих, ещё правее – Е. Лансере; И. Билибин стоит под левым зеркалом, произнося тост; сам Кустодиев изображён спиной к зрителю, по правую руку от Грабаря; справа от Кустодиева повернулась к зрителю лицом А. Остроумова-Лебедева, на переднем плане стоит К.С. Петров-Водкин, справа под зеркалом анфас изображён К. Сомов, слева от которого – Н. Милиоти, справа спиной – М. Добужинский.

Борис Кустодиев: Портрет А.П. Остроумовой-Лебедевой. 1910. Бумага, темпера, акварель. KGallery, Санкт-Петербург. - Портрет Л.С. Бакста. 1910. Бумага, темпера. ГТГ.
Борис Кустодиев: Портрет А.П. Остроумовой-Лебедевой. 1910. Бумага, темпера, акварель. KGallery, Санкт-Петербург. - Портрет Л.С. Бакста. 1910. Бумага, темпера. ГТГ.

Этюды 1910 года и эскиз группового портрета Кустодиев исполнил в квартире Александра Бенуа на Васильевском острове, затем место действия было перенесено в гостиную дома М. Добужинского. Работа с перерывами продолжалась почти 10 лет, но таки и не завершилась. Кустодиев создал настоящую галерею «типов». Грабарь вспоминал: «Он сделал эскиз картины, изображающей собрание членов общества на квартире Добужинского, в одной из его стильных комнат. Для каждого из художников, размещённых им вокруг длинного стола, он нашёл тонкую характеристику, индивидуальный текст, свой наклон головы».

Борис Кустодиев: Портрет Н.К. Рериха. 1913. Картон, пастель. – Портрет Е.Е. Лансере. 1913. Картон, темпера. Оба: ГРМ.
Борис Кустодиев: Портрет Н.К. Рериха. 1913. Картон, пастель. – Портрет Е.Е. Лансере. 1913. Картон, темпера. Оба: ГРМ.
Борис Кустодиев: Портрет И.Я. Билибина. - Портрет К.А. Сомова. Оба: 1914. Картон, пастель, ГРМ.
Борис Кустодиев: Портрет И.Я. Билибина. - Портрет К.А. Сомова. Оба: 1914. Картон, пастель, ГРМ.

А раздел «Семья» я хочу совместить с изображением цветов в творчестве Кустодиева.

Борис Кустодиев. Сирень. 1906. Холст, масло. ГРМ.
Борис Кустодиев. Сирень. 1906. Холст, масло. ГРМ.
Борис Кустодиев: Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой. 1907. Холст, масло. Самарский областной художественный музей. - У окна. Портрет И.Б. Кустодиевой. 1910. Картон, гуашь. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.
Борис Кустодиев: Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой. 1907. Холст, масло. Самарский областной художественный музей. - У окна. Портрет И.Б. Кустодиевой. 1910. Картон, гуашь. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.
Борис Кустодиев. Японская кукла. 1908. Картон, темпера, гуашь, пастель, карандаш. ГТГ.
Борис Кустодиев. Японская кукла. 1908. Картон, темпера, гуашь, пастель, карандаш. ГТГ.
Борис Кустодиев: Цветы на балконе на фоне гор. 1912. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей. - Цветы. 1924. Холст на фанере, масло. Калужский музей изобразительных искусств.
Борис Кустодиев: Цветы на балконе на фоне гор. 1912. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей. - Цветы. 1924. Холст на фанере, масло. Калужский музей изобразительных искусств.
Борис Кустодиев. Цветущая глициния. 1912. Картон, пастель, ГРМ.
Борис Кустодиев. Цветущая глициния. 1912. Картон, пастель, ГРМ.
Борис Кустодиев. Дети художника. 1913. Холст, масло. Витебский областной краеведческий музей.
Борис Кустодиев. Дети художника. 1913. Холст, масло. Витебский областной краеведческий музей.
Борис Кустодиев. Девочка с цветами. 1917. Холст, масло. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
Борис Кустодиев. Девочка с цветами. 1917. Холст, масло. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.

Особое место в экспозиции занимает раздел, посвящённый «Русской Венере». В 1915 году художник впервые обратился к изображению обнажённого женского тела и написал легендарную «Красавицу».

Борис Кустодиев. Красавица. 1915. Холст, масло. ГТГ.
Борис Кустодиев. Красавица. 1915. Холст, масло. ГТГ.

А во время работы над «Купальщицей» Кустодиев положил перед собой репродукцию знаменитой «Одалиски» Жана Энгра.

Борис Кустодиев. Купальщица. 1921. Холст, масло. ГРМ.
Борис Кустодиев. Купальщица. 1921. Холст, масло. ГРМ.
Борис Кустодиев. Купальщица. 1922. Холст, масло. Тюменское музейно-просветительское объединение, Музейный комплекс им. И.Я. Словцова.
Борис Кустодиев. Купальщица. 1922. Холст, масло. Тюменское музейно-просветительское объединение, Музейный комплекс им. И.Я. Словцова.

Но по-настоящему каноническим стало полотно «Русская Венера» (1925-1926), для которого позировала дочь художника. Венеру Кустодиев написал на другой стороне холста с групповым портретом «На террасе» (1906), написанным в усадьбе Терем. Дело в том, что время было трудное и для картины не нашлось холста подходящего размера. На выставке экспонируются оба полотна. И если не знать, то ни за что не догадаешься, что холст у них один на двоих.

Борис Кустодиев. На террасе. 1906. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей.
Борис Кустодиев. На террасе. 1906. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей.
Борис Кустодиев. Русская Венера. 1925-1926. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей.
Борис Кустодиев. Русская Венера. 1925-1926. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей.

Не могу сказать, что выставка Бориса Кустодиева получилась яркой, цельной и масштабной. Но она интересна, особенно тем, кто только начинает знакомиться с художником. А эпиграфом к проекту Третьяковской галереи можно считать пророческую фразу живописца, графика и театрального критика Сергея Глаголя о Кустодиеве: «Думается, что недалеко то время, когда… на стенах… музеев, конечно, найдут себе лучшее место создания Кустодиева, возрождающие жизнь, которая протекала в этой обстановке и которую, кто знает, быть может, ещё не раз со вздохом сожаления вспомнит Россия».

Борис Кустодиев за работой. Фото В.В. Преснякова 1926 года. ГТГ.
Борис Кустодиев за работой. Фото В.В. Преснякова 1926 года. ГТГ.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
*Мангышлак - дорога нормального человека. *Мангышлак - путь семейки Французовых. Собственно, первоначальный план был таков: отправиться на пару недель в Казахстан, прохватить по разбитым грунтовкам, посетить наиболее "баянные" его места и устроить там несколько дневок, заодно ис ...
Ничто так не может поднять настроение, как красиво оформленная цветочная композиция. Букет – это один из самых универсальных и ярких способов выразить хорошее и доброе отношение к близкому человеку. Ассортимент цветов и цветочных композиций приятно впечатляет. Но особого внимания ...
18-летняя боец Сопротивления, Simone Segouin, во время освобождения Парижа. 19 августа 1944. Подробности: ...
Мне порой кажется, что от россиян, или именно от русских ждут какого-то покаяния, посыпания головы пеплом. Мол, СССР - империя зла, русские отхватили пол-Европы, вели войны в горячих точках, обижали маленьких - Польшу и Финляндию, развязали войну в Афганистане и т.д. Ну да, ну да. Мы ор ...
Смерть близкого человека это всегда утрата, а когда этот человек является публичным,  это двойная потеря, не только для родных и близких артиста, но и для тех людей, которые искренне почитали его творчество и талант.  В этом году российский ...