«Сказки про мальчика из деревни»
Самое удивительное с ЕГЭ – это то, что
все скандалы, которые происходят, были предсказаны заранее. Это как
в научной фантастике, когда точно описано будущее событие. О том,
что в Интернете будут выложены результаты, и о том, что после
Владивостока решать задания по ЕГЭ нет никакого смысла, потому что
они будут стопроцентно известны всей остальной стране, говорилось
уже три года назад.
Самое забавное даже не это. Когда я стал обсуждать этот скандал с
прошлогодним выпускником, он сказал: «А что? В прошлом году было то
же самое. Мы все всё списали, я не знаю даже никого, кто бы не
списал. Им просто понадобился год, чтобы это обнаружить».
Нам говорят о новациях, о демократизации.
Начнем с того, что система построена на тупом формализме, тупом
контроле. Любая попытка неформального подхода к ученику невозможна
в тестовой системе. Защитники ЕГЭ говорят – но ведь и раньше
списывали на экзаменах. Правильно. Но раньше списывание на
экзаменах не было проблемой. Если ученик готовится к устному
экзамену и даже залез в учебник или шпаргалку, то я как
преподаватель задам ему дополнительный вопрос. И сразу выясню,
списал он или нет. Часто преподаватели вообще не мешают студенту
списывать. Нас не это волнует. Нас волнует понимание предмета. И
как раз этот момент тестами не проверяется.
Мы создали систему, в которой невозможен контроль именно знаний и
понимания, – мы имеем либо контроль памяти, либо соревнование
технических навыков: мы у них отнимем мобильные телефоны, они
достанут вторые. Мы второй отнимем, а у них третий еще где-нибудь
запасен. А вообще, они уже давно не мобильным телефоном пользуются,
а у них в ухе какой-то жучок. И вообще-то говоря, в шариковую ручку
можно вмонтировать современное устройство. Единственный, кстати,
способ – всех раздеть догола, как на зоне. Все равно все будет
коррумпировано, продажно, но видимость контроля будет
создаваться.
Второй пункт – нам говорят, что ЕГЭ – средство борьбы против
коррупции. Мы получаем коррупцию в грандиозных масштабах. Сейчас
происходит переход от ремесла к индустрии. Все поставлено на
техническую основу, стало массовым, масштабным.
Что за этим стоит? Две вещи. Первое – нежелание защитников ЕГЭ
вообще слушать специалистов, родителей, учителей, считаться с
любыми аргументами. Они как попугаи повторяют одно и то же. И
второе – нам все время рассказывают сказки про несчастного мальчика
из далекой деревни, который, как Ломоносов, пешком придет и попадет
в Высшую школу экономики. Наши интеллектуалы хотят, чтобы мальчика
из деревни им доставили прямо в Высшую школу целеньким,
живехоньким. Если вы, ребят, такие народники, поезжайте сами в
деревню, поучительствуйте там, как делали настоящие народники.
Хорошо, у нас вся Высшая школа экономики будет забита мальчиками из
деревни и девочками из деревни, чтобы было все по гендерному
равенству.
Для деревень, я уверяю вас, ситуация лучше не станет. Если там есть
два мальчика, которые что-то могли, они уже ушли из этой деревни,
из этой области, а в конце концов из этой страны уедут. Это будет
для них только перевалочным пунктом. Ну хорошо, сколько мальчиков и
девочек из деревень вы сможете поселить в Высшую школу экономики? А
что с остальной страной-то делать? Пустыню оставить? Разрушить и
уничтожить все вузы, которые там существуют?
Мы сталкиваемся с проблемой, когда элитарное образование хочет
получить для себя определенные преимущества, уничтожив образование
как таковое. Задача страны – качественное массовое образование. Это
огромное количество людей, которые у себя на местах получают
хорошие знания. Это хорошие университеты в провинциях. Это хорошие
школы в каждой деревне. И это реальные равные возможности для всех.
Надо вкладывать деньги туда. Отнять деньги у элитных вузов,
обязательно отнять. И отдать эти деньги на сельские школы и
провинциальные вузы. И тогда у нас не будет проблем с ЕГЭ, мы будем
нормально сдавать экзамены.
Борис Кагарлицкий,
социолог
Задача страны –
качественное массовое образование. Это огромное количество людей,
которые у себя на местах получают хорошие знания. Это хорошие
университеты в провинциях. Это хорошие школы в каждой деревне. И
это реальные равные возможности для всех. Надо вкладывать деньги
туда. Отнять деньги у элитных вузов, обязательно отнять. И отдать
эти деньги на сельские школы и провинциальные вузы. И тогда у нас
не будет проблем с ЕГЭ, мы будем нормально сдавать
экзамены.
Не могу не согласиться на 1917,711 % с этим умнейшим молодым
человеком.

