Борьба за выживание.
asocio — 27.08.2011 Очень часто в последнее время разнообразные ЖЖ-сты стали публиковать длинные проповеди и короткие призывы на тему сплочения населения. То есть, это я так сформулировал проблему, вопросы же задаются более конкретные: "почему мы никак не можем забыть мелкие распри и объединиться относительно достижения крупных целей", "почему люди так ненавидят друг друга", "почему мы не слышим то, что желает сказать собеседник" и т.д. и т.п.В отношении России давно уже существует отлаженная метафора "бочки нефти", которой на всех не хватает и за которую все готовы убить соседа. В общих чертах это справедливо, однако по-прежнему не отменяет вопроса о том, почему люди не хотят собраться толпой и чтобы "все хорошие убили всех плохих".
В левом секторе ЖЖ постоянно идут споры на разнообразные несущественые темы с регулярными восклицаниями вида "Да сколько можно это обсуждать, когда страна уже умерла!". Восклицания не помогают. В правом секторе, где тусуются всё больше Успешные и Эффективные™ - эти споры тоже идут, как ни странно. Только их накал чуть ниже благодаря общей сытости и удовлетворённости участников. Однако же и пригревшиеся в тёплых местечках бюргеры тоже регулярно грызут друг друга по разным несущественным вопросам.
Граждане, заставшие советский быт, недоумевают - мол, мы тоже грызлись по некоторым вопросам с {друзьями, коллегами, соседями}, но потом мирно сосуществовали, и не просто сосуществовали, а могли мирно выполнять некие совместные дела. Теперь же несогласие по некоторым принципиальным мелочам заставляет людей полностью разрывать отношения и становиться настоящими врагами. Уж во всяком случае "не-друзьями". И этот удивительный феномен будоражит умы гуманных Жжстов, пытающихся читать окружающим нагорные проповеди.
Напрасно. Если раньше врагом, "нерукоподаваемым" и прочим оплёвываемым человеком являлся только тот, кто нарушал подлинные устои человеческого общежития, то теперь люди перестают общаться, ненавидят и на словах жаждут смерти тех, кто отличается от них в как будто совсем малом. Курит, любит собачек, верит в сглаз и порчу... Ну или наоборот - не курит, не верит в сглаз и порчу, не любит собачек. Призывы убивать таких тоже слышны постоянно.
Почему?
Ответ очень прост. В мире много изменилось, и об этих изменениях я уже кое-что писал. Есть перенаселение планеты - и ценность человеческой жизни отходит на задний план, хотя вся западная культура на этом строилась. Есть глобализация - и идеи Родины, национального государства, концентрированной власти терпят крах. Таким же образом гибнет концепция "мелочей, которые следует забыть ради достижения великой цели".
В первую очередь потому что "великой цели" нет. Об этом я тоже писал, когда подчёркивал стратегический тупик и в стране, и на всей планете. Однако даже если великая цель будет достигнута - так или иначе она оборачивается некой картиной будущего мироустройства. А картина будущего мироустройства состоит именно из мелочей.
В общем и целом-то все согласны. Люди должны быть сыты, обуты, одеты, развлечены и желательно приставлены к какому-нибудь делу. Дальше картина начинает уточняться - одни говорят, что все люди, другие говорят, что только люди, которые работают, третьи говорят, что только люди на которых работают и понеслось, и понеслось. Но дело даже не в том, что детали картины не обеспечивают желаемого места для всех людей в будущем. Дело в том - и в этом ключевое отличие от прошлого - что определённая картина мироздания полностью исключает из него определённых людей.
Это означает, что они будут убиты.
Потому что другого способа исключить из картины мира определённых людей пока ещё не придумали. Именно это показывает опыт прошедших столетий. Именно этот опыт усвоили современные люди. Именно благодаря ему они не спешат объединяться во имя великой цели.
Всякий спор о деталях неизбежно сводится к спору о том, кто будет убит. Убит прямо или косвенно, убит быстро или медленно - но в конечном счёте ситуация приведёт именно к преждевременной смерти одного из оппонентов.
Вы можете полагать, будто это невинный спор. Например, о "собаченьках". Но если победят сторонники собаченек - то противники получают шанс умереть в страшных мучениях от укусов или бешенства. Если победят противники - то сторонники получают шанс получить нехилый штраф и выплаты ущерба за поведение собаченьки, отсюда расходы, недоедания, стрессы и естественная гибель. Или собаченьку вовсе не придётся заводить, от чего опять же стрессы, одиночество и - а тут уж статистика точно вам скажет, что питомец позволяет продержаться подольше - всё та же смерть.
Гей-парады? Ну тут понятно, противники сразу упекут всех проклятущих пидоров за решетку, что, ясное дело, смерть; сторонники же раскрутят длинную цепочку общественных преобразований, на конце которой могут начать суицидиться и кукожиться от стрессов люди, этого добра не желающие.
Курение травы? Оно понятно - норкоман скурится, потом сколется, потом начнет убивать за дозу; а ежели никакого легалайза, так проклятые буйные алкаши перебьют в пьяном угаре тихих хиппи и т.п. и т.д.
Про огнестрел уж и говорить не надо, все понимают.
Причём всё это - "МОЖЕТ БЫТЬ". То есть, на самом деле никто эту цепочку не отслеживает. А просто на интуитивном уровне ожидают, что всякое изменение в раскладе картины мира приведёт к лично их уничтожению. Другого способа нет. Если нет в картине мира - значит нет вообще. Это человечество усвоило просто отлично.
Поэтому война за мелочи - это борьба за жизнь. Если человек хочет лечиться от гриппа оциллококцинумом - это не его личное дело, а вирусная пандемия и вероятная гибель миллионов человек. Если человек хочет привязать георгиевскую ленточку на антенну автомобиля - это не его личное дело, а поддержка тождества современных воробуржуев с идеологической конструкцией полувековой давности, за которую опять же могут убить миллионы. И так далее.
В современном мире нет мелочей. В современном мире, мозаичном, распределённом, глобальном - всякая мелочь стала основой выживания, за которую следует держаться до конца и бороться до крови. Просто мелочей для каждого человека слишком много, нет возможности сплотить достаточно большую группу людей, которая будет походить друг на друга в каждой мелочи.
Это не значит, что нельзя поменять убеждение относительно мелочи и перейти в стан "врага". Можно. И западная цивилизация пытается сделать именно это - превратить убийство из-за мелочей в стандартизацию. "Не умирай, а переходи в нашу веру".
Обратите внимание, где именно происходят массовые протесты. Это примитивные страны, в которых этих мелочей на самом деле очень мало, и по ним можно найти консенсус для большого количества людей. И там людей, которые несогласны - убивают.
И это развитые страны европейского типа, где жизнь людей идеально стандартизирована и регламентирована, что позволяет говорить о тождестве жизненно важных мелочей у больших групп. И там людей законом принуждают принимать или отвергать мелочи.
Но западный проект постоянно пробуксовывает, потому что многие догадываются, что принять в качестве картины мира некий набор мелочей часто означает "убить себя".
Поэтому прожившая многие века ментальная конструкция "отринем мелкие распри ради великих целей" постепенно утрачивает своё значение, на арену выходит новая конструкция "если мы согласны в деталях, значит общая цель у нас одна, иначе - нет".
Должен заметить, что вторая конструкция честнее - потому что великая цель может быть фальшивой, а вот лгать в мелочаях и по конкретным пунктам затруднительно.
|
</> |