большой формат
ru_fotoplenka — 23.01.2010 Следуя примерам steal86, напишу про свой Linhof 4x5 Custom.Точной модели я не знаю, да и быть её не может.
Покупал её в Прографе, и просил камеру, соответствующую определённым требованиям.
Те, что относятся к оплате по безналу, требуемой для отчетности стране производства и т.п. я опущу.
В остальном хотелось лёгкой полевой камеры, для архитектуры и пейзажа.
В результате имею следующее:
Материал дерево и алюминий.
Задний стандарт (graflock) вращается для вертикальных/горизонтальных кадров. Подвижек и наклонов на нем нет.
Передний имеет наклоны, сдвиги, подъем (+48мм, - 7мм).
Вес порядка 1450 грамм.
Объективные доски - Linhof Technika.
Мех тянется от 58 примерно до 200мм.
Мех стоит новый, как на Шен-Хао, хороший тем, что передняя часть у него не гофрированная, но мягкая, что позволяет работать с шириками проще гораздо.
Объективы я использовал такие:
1. Fujinon SW 1:8 65mm - старый сверхширик, снятый с производства в 1982 году.
Резкий, с хорошим рисунком (в той степени, в которой это уместно для ширика). Из-за однойслойного просветления очень плохо держит солнце в кадре. Кроет порядка 160мм, угол обзора 100 градусов. Центрфильтр (резьба 52мм) естественно желателен, но стоит он почти как объектив.
Неплохо живет с фильтрами Cokin P (несмотря на кокиновские рекомендации не цеплять их на что-то шире 28мм в 135 формате).
К сожалению потерял его вместе с кокиновской держалкой и крышкой в Израиле, близ города Арад.
Затвор нулевой.
2. Mamiya 1:4.7 127mm Тессар по схеме, штатник от системы Mamiya Press/Universal. Хороший резкий объектив. Кроет порядка 180мм, но резко меньше - 165мм наверное (дальше проявляется противная кривизна поля, свойственная всем тессарам в той или иной мере). Легкий и компактный, наводится удобно из-за достаточно большой светосилы.
В нулевом затворе, Seiko.
3. Fujinon T 1:8 300mm Телевик, не путать с длиннофокусными объективами. Самое длинное, что я могу поставить на эту камеру, да и то, пока не перекрутил его на удлиняющую доску не мог сфокусироваться ближе пяти метров. Теперь чуть меньше трёх, мне хватает пока.
Резкий, хорошо держит контровый свет, хотя солнце не ловил специально. Кроет 213mm.
Как любой телевик не очень любит наклоны. Хроматические аберрации в пределах нормы (т.е. специально надо искать, подобрав сюжет и подвижки).
4. Schneder-Kreuzhnach Linhof Super-Angulon 5.6/65mm/ Более серьезный ширик, с кругом изображения 170мм и углом 105 грудусов. Резьба 67мм, Cokin серии P прекрасно ставится, но лучше использовать широкоугольный держатель (может попасть в угол кадра 4х5, но не 612, если повернуть его по диагонали). Очень хороший объектив. Из недостатков - с трудом лезет в углубленную лингофскую доску и в ней с родным затвором (Synchro-Compur) невозможно им управлять (Фуджинон стоял у меня на обычной, но он меньше крыл и его было проще двигать).
Был по моей просьбе переставлен в нулевой Seiko как на Мамии. С ним гораздо легче, но наводится приходится все равно через взведенный и на B. Зато неет проблем с движениями.
Задники:
Кроме бушных кассте 4х5" (Fidelity и т.п.) я использовал задники для рольфильма, по причине дешевизны пленки, больших возможных подвижек, и большего композиционного удобства форматов 612 и 69.
1. Linhof Super-Rollex 6x9 Тяжелый старый задник. Обычно требует сервиса т.к. хитро-устроенный счетчик кадров начинает глючить и не давать крутиться пленке, если засохнет старая смазка.
2. Graflex 6x8. Легкий. Счетчик утроен проще, но тоже может заглючить.
3. Da-Yi 612. Китайский мультиформатный задник (имеет вставки для 612 69 66 645 форматов).
Сделан грубо, но надежно. В окошечко на задней стороне следишь за цифрами на ракорде.
С последней поездки получил царапины, возможно из-за него. Странно, но только на негативе. Но это отдельная тема.
Штативы и головы:
1. Голова Markins M10. Пожалуй безальтернативная штука. Разве M20, там шар больше.
Недостаток моей - не до конца затягивается панорамирующее движение в основе головы (т.е. я могу с усилием её повернуть).
(про важность и особенности конструкции голов читайте например тут http://markins.com/charlie/report4e6.pdf)
2. Штатив Triopo (китайский подражатель Gitzo). Магниевый. Легче алюминия. Устойчивый, Шипы встроенные и не очень эффективные, зато не потеряешь. Ноги раскладывают быстро, поворотов стопора вокруг оси ноги.
3. Штатив Induro C-314. Честный углепластик. Легче, короче в сложенном и выше в разложенным положении. Всяких новомодных (и снижающих жесткость) шарниров нету.
Ноги раскладывают быстро, поворотов стопора вокруг оси ноги. Шипы в комплекте, съемные.
И то и то держит хорошо. Проблемы имел только когда а) лень было перевинчивать тросик и решил нажать спуск рукой. б) Когда сдувало ветром (надо было закопаться пониже, но там бетон и лужи).
Примеры фотографий:
Kodak E100VS, Schneider 65mm
Kodak E100GX, Mamiya 127mm
Kodak E100GX, Fujinon 300mm
Kodak E100, Fujinon 65mm
Ilford HP5+, Schneider 65mm
Kodak E64, Fujinon 65mm (лист 4х5 обрезанный до квадрата)
kodak E100VS, Fujinon 65mm
Kodak E100VS, Fujinon 300mm
Agfa Scala, Fujinon 300mm
Kodak E100GX, Mamiya 127mm
Kodak E100GX, Fujinon 65mm
Kodak Ektar (cross-process), Fujinon 65mm
Kodak Ektar (cross-process), Fujinon 65mm
Kodak E100VS, Fujinon 300mm
KodakE100GX, Mamiya 127mm
Ilford HP+, Schneider 65mm
Kodak E100G, Fujino 65mm
Kodak E100VS, Fujinon 300mm
Kodak E100VS, Mamiya 65mm
Kodak E100VS, Schneider 65mm
(сканы почти везде планшетные, кое где никон 9000, кросснутый (по вине лабы) эктар - имакон)
Больше чем 45х90см с 612 я не печатал пока.
P.S.
От солнца можно прятать линзу вот так:
остальное тут http://www.flickr.com/photos/qwz/tags/linhof
ну и: This work is licensed under a Creative Commons Attribution-Noncommercial-Share Alike 3.0 License