Возникает много вопросов, но правительство не скупится на
ответы. Благо народ их не слышит!
Доля России в мировой экономике в 2014 г. была около 5%, в 2016 г.
она составила 3,3%. По прогнозу А. Кудрина к 2020 г. доля России в
мировой экономике отодвинется к 2,6% и станет незаметной. Стало
быть, цель поставлена!
Прогноз «главного экономиста» страны основывается на совместном с
правительством РФ прогнозировании экономического развития, который
заключается в замедлении экономики и обнищании масс. Инструментом
такой политики избрана массовая приватизация государственных
активов, причем самых доходных. Ну, а приватизация в России всегда
была синонимом уничтожения, значит сокращение экономики
неизбежно.
Премьер Д. Медведев обосновал это деяние необходимостью
последовательно выполнять решения, которые принимали в рамках
планов действий правительства, включая уменьшение государственного
присутствия в экономике в тех случаях, когда это целесообразно.
Надо полагать, что массовая распродажа государственных предприятий
и банков целесообразна именно сегодня, когда страна под санкциями,
когда цены на биржах обрушены и государственная собственность
подешевела, а экономика в рецессии. Вместо того чтобы поднимать
экономику, особенно ее реальный сектор, правительство подобно
алкашу продает последнее, чтобы проесть и пропить, а затем сказать,
что нет денег и прикрыть все социальное обеспечение. Именно об этом
сценарии и говорил А. Кудрин, только он забыл добавить, что страны
в этом случае уже не будет.
Что же представляет собой государственный сектор России сегодня? В
общей численности предприятий России предприятия государственной
собственности занимают всего 9%. Согласно бюджету в 2017 г. доходы
от использования федерального имущества составят 702 млрд рублей,
которые уменьшились по сравнению с 2016 г. на 553 млрд рублей из-за
приватизации. В дальнейшем приватизация будет съедать доходы в 2018
г. на 20 млрд руб. в 2019 г. – 31 млрд рублей. Но это теоретически.
Как будет на самом деле, одному А. Кудрину известно.
Надо сказать, что это не все потери. Еще 17 января министр
экономического развития Максим Орешкин в интервью Financial
Times говорил: «Такие продажи не сказываются на общем росте
экономики, и даже ухудшают конкуренцию. Когда власти делают
частными естественные монополии, они почти всегда меняют их
хозяйственную деятельность в сторону, противоречащую интересам
общества. Это негативно сказывается на смежных секторах, а далее на
секторах, смежных с уже пострадавшими. В результате так называемые
вторичные эффекты расходятся по экономике, как круги по воде». Вот
он, рукотворный путь к незаметной экономике Российской
Федерации.
Эту «дорожную карту» нарисовали в правительстве 2 февраля текущего
года, где всерьез обсуждали вопросы приватизации ВТБ, РЖД, Почты
России и других крупных активов. Планируется передать в частные
руки около 500 акционерных обществ, около 300 ФГУП, а также доли в
обществах с ограниченной ответственностью. Кроме того, приватизации
подлежит в соответствии с теми планами, которые имеются, свыше 1
тыс. других объектов государственного имущества.
Вся эта махина будет продана в течение трех лет за 17 млрд рублей,
не считая эффекта от продажи акций крупнейших компаний, которые
имеют лидирующие позиции в своих отраслях. Стоит отметить, что в
принятом бюджете на ближайшую трехлетку доходы от приватизации
должны составить 165 млрд рублей, а не 17. Это уже похоже на
разграбление, пока дешево! Судя по тому, какие активы хотят
продать, сумма 165 млрд рублей выглядит тоже смешной!
Государство, владеющее 60,9% голосующих акций ВТБ, готово снизить
долю во втором по величине банке страны до блокирующего пакета. В
2017 г. правительство намерено продать пакет ВТБ в размере 10,9%,
надеясь, что санкции в отношении банка уменьшат число претендентов
и стоимость тоже. Тогда «своим» этот кусок пирога достанется
дешевле.
В АЛРОСА доля государства может снизиться с нынешних 33% до 29%+1
акция, доля акций в «Совкомфлоте» – со 100% до 25% минус 1 акция.
Государство уйдет из капитала Приокского завода цветных металлов и
производственного объединения «Кристалл».
И все это за 17 или 165 млрд рублей? Неужели это спасет бюджет?
Чиновники в год воруют куда больше! Нет сомнений, что эта
приватизация затеяна ради разграбления страны.
Опыт прошлой приватизации охладил бы пыл даже малосведущему в этом
деле человеку, но только не медведевскому правительству. Следует
напомнить, что стало с РАО ЕЭС. Разгромленная, расчлененная
энергетическая система стала бесхозной, а электроэнергия
недоступной по цене. Приватизация железных дорог привела к отмене
более трети поездов и около 600 электричек. Тарифы стали выше
авиационных. Приватизация речного транспорта уничтожила этот
транспорт. Сегодня министр транспорта предлагает распродать речные
порты по рублю за штуку. Их скупят дельцы и на месте портов
выстроят коттеджные поселки. Надо бы возродить самый дешевый речной
флот, но ведь для этого надо работать! А когда же отдыхать? Лучше
продать!
Многие эксперты считают, что цены на российские активы в
настоящий момент сильно занижены. Их капитализация сократилась
из-за падения цен на нефть, к тому же добавилось санкционное
давление со стороны Запада, которое ввело запрет на участие
западных игроков в приватизационных сделках с Россией.
Все это делает аукцион с одним претендентом, то есть
отрегулированным до такой степени, когда в результате торгов
государственная собственность попадет в руки тех, кому намечено. А
это не что иное, как коррупционная сделка!
Тем не менее правительство уверенно идет по пути снижения доли
госсобственности в экономике. И столь же уверенно уходит от
вопроса: зачем задешево продавать лучшие пакеты российских акций?
Очевидно, что это нужно для обработки населения, чтобы считали, что
это «единственный выход из положения»!
Продажа госсобственности в частные руки – это преднамеренное
снижение ее эффективности, которое в конечном итоге приведет к ее
полному уничтожению. С точки зрения науки и практики, государство
считается надежным заемщиком. Именно поэтому, когда деньги
заимствует государство, оно занимает их по очень низкой ставке – на
Западе, например, под 1–2% годовых. Но как только государственное
предприятие становится частным, собственники его акций всегда
требуют большей доходности – не 2%, как в случае с гособлигациями,
а примерно 8–10%.
В итоге приватизация приносит убытки. Потому что в случае
приватизации предприятию приходится гораздо больше тратить на
обслуживание платежей по текущей деятельности и оборотному
капиталу. В этом случае прибыль будут абсорбировать акционеры,
сокращая инвестиции в развитие. Примером может служить то же РАО
ЕЭС, РЖД, ЖКХ и все другие комплексы предприятий.
Нас пугают дефицитом бюджета, сокращением социальных расходов. Но
это только предлог. Временные поступления в бюджет от продажи
госсобственности в дальнейшем спровоцируют еще больший дефицит
бюджета из-за отсутствия поступлений от доходов с государственных
предприятий и организаций. В 2015–2016 гг. правительство откровенно
продемонстрировало, что главным источником дополнительных доходов
бюджета является понижение курса рубля. И сейчас Минфин заявляет,
что не выдерживает курс 60 рублей за доллар, и ратует за курс 65
рублей – именно такие параметры заложены в бюджетных проектировках
на 2017 год. Выходит, источник дополнительных доходов исправно
работает, и на планах приватизации это никак не отражается.
Тогда резонно поставить вопрос: зачем проводится приватизация? И
что будет делать российское правительство потом, когда лучшие
пакеты будут распроданы, и иностранные акционеры будут руководить
нашей экономикой и увозить валюту?
Ответ на этот вопрос находится внутри нашей экономики. Продали
тракторную промышленность – и осталось два завода. Продали
комбайновые заводы, и тоже осталось два завода. Приватизировали
более 70 тысяч предприятий – и они исчезли с лица земли.
Сегодня экономика страны принадлежит России только наполовину. На
начало 2015 г. в секторе добычи полезных ископаемых доля
иностранного капитала была равна 55,7%, в обрабатывающей
промышленности – 39,29, в производстве электроэнергии – 29,73, в
секторе оптовой и розничной торговли – 90%. Причем за
предшествующие 3 года участие иностранного капитала выросло на
треть.
Скажите, стало лучше? России лучше не стало! Но иностранный капитал
добился рецессии в российской экономике и падения объемов
производства почти во всех отраслях промышленности. Для них
сырьевой придаток и должен быть таким!
В 2016 г. по размеру ВВП Россия занимала 6-е место, но по ВВП на
душу населения – 44. По всей основной номенклатуре промышленной
продукции Россия сегодня отстает от развитых стран как минимум в 5
раз.
И при всем этом принимается решение о дальнейшей приватизации
государственных предприятий, причем самых эффективных.
Все это говорит о том, что государственные интересы с каждым годом
уступают интересам правящей верхушки. Государственное имущество в
России полностью вышло из-под контроля общества. Конституция РФ
провозглашает, что носителем суверенитета и единственным источником
власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Но народ давно отстранили от власти. Референдум невозможен, выборы
фальсифицируются, судебная система в подчинении власти… И несмотря
на то, что в Конституции РФ записано, что никто не может
присваивать власть, ее давно приватизировали чиновники, причем
средней руки. Именно они распоряжаются государственной
собственностью и в интересах тех лиц, которым служат.
Защитить экономику некому! Министры экономики и бывшие, и настоящие
– все финансисты и вышли либо из банковской сферы, либо из Минфина.
Действуют они одними и теми же методами, вращаясь вокруг рубля.
Экономикой никто не руководит.
Управление госимуществом – важнейшая государственная функция и для
правильного управления госсобственностью необходимо отдельное
ведомство, которое бы знало, как правильно распоряжаться этой
собственностью. Есть более десятка форм управления, альтернативных
продаже, включая доверительное управление, аренду, концессию,
внесение госсобственности в качестве взноса в акционерное общество.
Эти формы управления могут принести государству больше дохода, чем
простая распродажа.
Государственный подход в этой сфере предполагает скрупулезный
подсчет, сколько активы, предполагаемые к продаже, могут стоить в
будущем, и какие потери может принести эта продажа всему
народно-хозяйственному комплексу. Но этим никто не занимается. Цены
на наши активы назначаются иностранными банками, а покупатели
находятся среди «своих».
При такой экономической политике инструмент приватизации работает
явно не на государство, а предсказания А. Кудрина приобретают
зловещие очертания уже сегодня.
В.Н. АРЕФЬЕВ
первый зампредседателя комитета ГД по экономической политике,
промышленности, предпринимательству и инновационной
деятельности