«Большие надежды» и «Преступление и наказание»


Две экранизации от BBC
Речь пойдёт о чуваке по имени Джулиан Джаррольд, неком хитром
британском кинодеятеле, с которым я столкнулся лет восемь назад,
просмотрев один (первый) из фильмов мини-сериала «Красный райдинг». Этот теле-сериал, а в большей
степени именно серия Джаррольда, тогда по хорошему удивил, и в
первую очередь качеством и продуманностью постановки. Как оказалось
Джаррольд этот довольно успешный и востребованный режиссёр, на
минутку наснимавший более тридцати фильмов, которые я и начал
перманентно пересматривать. С ними (фильмами) всё довольно сложно,
но это в конце, а пока я посмотрел несколько и условно разделил их
на две категории: дико ангажированные, заполненные современной
западной повесткой и экранизации классической литературы, в
основном снятые для ТВ.

Начнём с экранизаций. Думаю две небанальные костюмированные экранизации по нетленкам из мрачного 19 века, для депрессивного Нового года – самое оно. Первый фильм по Диккенсу – «Great Expectations» «Большие надежды» 1999 года. Роман Диккенса «Большие надежды» один из самых цитируемых, поставлен стопицот раз и самой известной адаптацией считается экранизация Дэвида Лина 1946 года. Однако за более чем пятьдесят лет, очень многое в восприятии классики изменилось. Например «Большие надежды» Лина многими воспринимается излишне романтизированным, с персонажами лишёнными некой простоты, приземленности и острых углов, как у Диккенса. Что касается фильма Джарольда, то он конечно тоже отражает представления предмиллениальные о викторианской эпохе, тем не менее считается второй по важности постановкой, хоть и недооцененный.

Немного сюжета, для тех кто не в курсе. Повествование строится вокруг главного героя по имени Пип – сироте живущем у злой сестрицы и её доброго мужа-кузнеца. Пипа обучает грамоте его соседка Бадди, но похоже его будущее исключительно ковка подков. Между тем, с пацаном происходит инцидент ставший поворотным в его дальнейшей жизни. Встреча с беглым каторжником Мэдвичем, впоследствии перевернёт жизнь Пипа и к финалу придаст истории несколько «индийский» оттенок. Чтобы «индийский оттенок» не показался тусклым, в сюжете будут присутствовать роковая красотка Эстелла и её съехавшая кумполом тётя в исполнении Шарлотты Рэмплинг.

Теперь о плюсах и минусах постановки Джаррольда, хотя справедливости ради надо заметить что плюсов я насчитал больше. Во-первых и это основное - актёрские работы почти все заслуживают самых высоких оценок. Они точные, яркие и супер-профессиональные, без излишнего пафоса и слащавости, которыми страдают большинство адаптаций Диккенса. Отдельно надо отметить Шарлотту Рэмплинг, от неё реально бросало в дрожь временами, почти как в «Ночном портье».

Второе это локации и декорации. Все знают что в этой части BBC вне конкуренции, но тут профессиональный корпоративный подход совместился с креативной манерой Джаррольда. Например эпизоды в доме мисс Хэвишем спокойно можно было использовать в любом ужастике, Корман бы обрыдался. Локации же выбраны явно с большой заботой, снимали вероятно в самых брутальных местах Кента и Эдинбурга.

В третьих, сама съёмка и монтаж. Во всех картинах Джаррольда это сильное звено. Это не просто оригинальные углы, ракурсы, освещение, фильтры и доступные на тот момент примочки, всё это сделано точно в контексте и только для развития сюжета и усиления конкретного посыла. Надо отдать должное, в манипуляциях Джаррольд добился определённого мастерства, впоследствии используя его во все поля без зазрения совести. Из минусов можно отметить разве что некую разбалансировку в характере главного героя. Думаю что с отрицательными чертами Джаррольд несколько преувеличил (для Диккенса-то), моментами Пип выглядит несколько трусоватым, мелковатым и подловатым, причём именно к актёру претензий нет.

Теперь о Фёдор Михалыче и его вечном студенте с топором. Я не знаю какая по счету экранизация «Преступления и наказания» была сделана BBC и Джаррольдом, но сделали они это в 2002 году. Скажу сразу, картина мне в общем зашла и хотел было писать подробную рецуху на неё, но вчера наткнулся (чисто случайно) на подробный обзор CULTPROSVET_MAG И понял что автор изложил всё не просто очень близко к моему восприятию, но и намного подробнее, понятнее и качественнее чем это мог бы сделать я сам. Поэтому я выложил репост этой статьи, с единственным сожалением что блог по всей видимости давно заброшен.

От себя добавлю только несколько замечаний. Это и правда не самая плохая экранизация Достоевского, при всех её недостатках, она точно не скучная. Ну и конечно надо делать поправку на её аглицкое происхождение. Напоследок добавлю о сАмой финальной сцене, той самой где Соня Мармеладова посещает Раскольникова на каторге.

Вероятно Джаррольд знал о народной русской забаве коллекционирования «клюквы», чувствуется что на протяжении всего фильма он старательно избегает любых неточностей. Даже песни звучащие в эпизодах на редкость аутентичны. Вот и в финале сцена на каторге производит впечатление старательно поставленной: угрюмые, но спокойные конвойные, никого не хлещут нагайками, арестанты в меру оборванные, в кандалах, таскают брёвна, потом перекур, а самое главное – лето, никакой зимы, никакого снега и даже ёлок нет, чисто берёзки. Ну а что касается внутреннего наполнения, то тут как получилось, так получилось.